Путешествие по Венгрии 27.04 – 11.05 2003 г.

“Бешеной собаке семь верст не крюк”

Представляю рассказ о моем путешествии на автомобиле практически по всей Венгрии, а так же еще чуть-чуть о сопредельных странах, где мы оказались волей случая. Путешествие бы не состоялось, если бы не мой друг детства, который уже почти 10 лет живет в Венгрии. Его стараниями мы ездили на машине BMW 525ix 96 г., имели некоторое представление о том, куда ехать надо, а куда нет, да и вообще он был главным идеологом. Впрочем, важность знания языка и особенностей страны переоценить невозможно.

Этот текст я начал писать еще по пути, потому что в голове кое-какие подробности начали забываться, а еще была пройдено меньше половины программы. Поэтому названия пунктов, за исключением понятных аналогов, буду писать по-венгерски. Более того, в процессе путешествия мое мнение немного менялось, а текст я править не стал.

Сергей (мой друг) в процессе подготовки приобрел Hungary card, стоимостью около 30E, которая нам давала скидку 10-15% на гостиницы, что в процессе путешествия окупилось неоднократно. А срок действия карты – 1 год. Так что вещь однозначно полезная, да и прилагаемый каталог нам пригодился. Но об этом дальше.
Дебрецен Будапешт 27-28 апреля

27 апреля.
Мы прилетели в Будапешт. Погода в пути была достаточно сносная, но в Будапеште было пасмурно и шел дождь. Мы ограничились небольшой поездкой на машине и поселились в гостиницу Gold Buda (4*). Отель находится в пяти минутах ходьбы от дворца в Буде. Посмотрев на дождь за окном, мы решили на этот день культурную программу закончить и поехали в местную “ленту” – TESCO. Купить там можно все, но ни один из известных мне языков (русский, английский, немецкой) там не знает никто . Хотя, в Венгрии вообще немецкий язык оказался самым полезным. Вот уж не думал, что знание немецкого мне пригодится в стране бывшего соц.лагеря. В большей же части спасало знание венгерского у моего друга. Хотя знаками и обрывками английского объясняться можно.

Вернувшись в гостиницу, мы накрыли стол. В конце концов, мы с другом не виделись 8 лет, я привез 2 литра “русского стандарта”, так что вечер зря не пропал.
Будапешт 27-28 апреля Будапешт 27-28 апреля Будапешт 27-28 апреля Будапешт 27-28 апреля

28 апреля.
Утро было тяжелым. С трудом успев к завтраку, мы приняли решение посвятить этот день пешей прогулке по Будапешту, поскольку никто из нас не был готов сесть за руль. Будапешт описан достаточно хорошо, поэтому на момент написания текста в Венгрии, мне казалось, что нет смысла что-то расписывать подробно. Поэтому маршрут уже восстанавливался по памяти и фотографиям.
Из гостиницы мо дошли до замка. Поднялись на гору на лифте за 10 ft. с человека, побродили сверху. В сам замок мы не попали, потому что это был понедельник, в который, как известно, все музеи закрыты. Но мы не расстроились – лично я не очень люблю смотреть музеи изнутри, поскольку теперь есть огромное количество ресурсов, посвященных знаменитым музеям. Пройдясь по замковой горе, посетив костел, рыбацкий бастион и спустившись вниз по лестнице, мы перешли Дунай по цепному мосту, попав в Пешт. Далее была прогулка по Vaci utca, легкий перекус в Burger King и чаепитие на площади, название которой мне потом напомнил Сергей – pl. Vorosmarti. Затем мы дошли до Базилики, которая потрясла своей грандиозностью и красотой. Несказанно удивило то, что внутри совершенно спокойно разрешалось делать фотографии. Мы попали там на какую-то службу, но из-за этого всю базилику не закрывали, просто в некоторых частях ее просили не шуметь. Вечером, в гостинице стало понятно, что с первого раза фотографии не получились, поэтому на следующий день нам пришлось заехать снова.
Далее наш маршрут лежал мимо американского консульства, мимо площиди Победы (под которой строили подземную стоянку, и она была вся в раскопках), на которой все так же возвышалась стела с гербом СССР. Прошли мимо парламента, который так же был закрыт еще и потому, что там проходил саммит по вступлению в Евросоюз.
Затем мы пошли прогуляться в парк, который расположен на острове посреди Дуная. В парке было много зелени, цветов (а в Питере в это время еще шел мокрый снег). Был пруд, в котором плавали золотые рыбки и черепашки. Пройдя через весь остров мы вышли, перешли по мосту в Буду и сели в Suburban Rail, на которой доехали почти до самого замка. Вернувшись в гостиницу мы переоделись, отдохнули и поехали на вечернюю прогулку. Поскольку уже стемнело, мы поехали в Цитадель, где я сделал несколько снимков панорамы ночного Будапешта, потом прокатились по городу, еще пофотографировали и затем, оставив машину на паркинге, прошлись пешком по набережной до греческого ресторана Pireus. Стоит отметить, что там было очень неплохое рыбное меню. Но я не считаю этот ресторан особо выдающимся. Кстати, не могу не добавить: у меня сложилось впечатление, что самые выгодные обменники – те, что в улицах отходящих от главной пешеходной улицы (Vaci utca). Я нигде не увидел обменник с более выгодным курсом.
Будапешт 27-28 апреля Будапешт 27-28 апреля Будапешт 27-28 апреля

29 апреля.
Позавтракав и выписавшись из гостиницы, мы заехали в Базилику, где я сделал повторные фотографии, взамен неполучившихся накануне. Сергею пришлось все время ездить вокруг по причине того, что запарковаться было негде. Затем мы заехали на площадь Героев, до которой днем раньше мы не дошли пешком, заглянули там в замок Vajdahunyad, расположенный около площади, погуляли по ней самой. Затем мы выбрались на 11 дорогу и поехали на север вдоль Дуная. Первой остановкой был Вышеград, в котором на вершине горы находится красивая крепость. Она открыта для туристов, внутри устроен музей, и там есть террасы, с которых открывается замечательный панорамный вид.
К этому моменту дорога шла уже на запад, и мы продолжили свой путь вдоль Дуная.
Далее был Esztergom (Эстергом). Если у вас будет возможность побывать здесь – побывайте! Это надо увидеть: на огромной горе, на берегу Дуная стоит огромный собор, который был построен в 997 году, и в котором раньше короновали королей. Высота собора – больше ста метров, а толщина стен 17 метров. Есть подземелье, в которое пускают посетителей и колоннада, которая, к сожалению, уже была закрыта.
После осмотра, мы продолжили путь дальше, 11-я дорога влилась в 10-ю, и в деревушке Tát остановились в ресторанчике, где на берегу Дуная нас покормили восхитительным гуляшем. Целью нашего пути в тот день, была деревенька Neszmély. Именно здесь на склонах гор выращиваются некоторые сорта белого винограда, и там же делается вино, выпускаемое под маркой Hilltop. Там же, среди всего этого великолепия, на вершине горы есть гостиница. Там мы и остановились. Однако путешествие в тот день не закончилось – беглое знакомство с содержимым ресторана дало понять, что нам там делать нечего, а хочется вина и сыра. Вина различных сортов местного производства там было в изобилии, а сыра не было. Пришлось сделать крюк обратно в Esztergom, где есть Tesco. Вечер закончился ужином на балконе, выходящем на Дунай.
Крепость в Вышеграде Крепость в Вышеграде Эштергом Эштергом Эштергом Эштергом

30 апреля.
Попрощались с виноградниками и той же проселочной дорогой вышли на 1-ю дорогу и заехали в городок Tata.
Там есть озерцо и полуразрушенный замок, которые можно посмотреть. Затем выехали на автостраду M3 и поехали в Györ (Дьёр). Там много приятных мест, которые стоит осмотреть, но поскольку это еще не было конечной целью, мы, после осмотра центра города, поехали дальше на запад.
Хочу упомянуть о том, как мы выбирали гостиницы. Мы по каталогу Hungary card смотрели трех- или четырехзвездочные отели в которых есть всякие приятные вещи типа сауны или купальни, звонили туда и бронировали места. Изначально в этот день мы хотели доехать почти до Балатона, до Гостиницы в городке Heviz, но по ходу пути уже было понятно, что туда мы засветло не успеем.
Поэтому мы решили остановиться в 4*-ной гостинице Szidona около развилки 84-й и 85-й дорог рядом с деревней Röjtökmuzsaj. Но в гостиницу мы заехали вечером, а пока наш путь лежал по 85, а затем по 84-й дороге на запад, в Sopron (Шопрон). Это весьма занятный город, в центральной части его расположен внутренний город, в котором все улицы пешеходные. Мы побродили-погуляли по городу и решили поехать на север, к озеру Fertö, по которому проходит граница с Австрией. Озеро имеет болотистый берег, однако к воде съехать можно (как раз где-то в километре от Австрии), чем мы и воспользовались. Озеро встретило нас дико сильным ветром со стороны Австрии и мы не стали долго задерживаться и поехали в гостиницу.
Тата Тата Дьор Дьор Дьор Дьор

Надо отдать должное – гостинца Szidona была навороченной. Гостиница была устроена в замке 1700-какого-то года постройки (судя по каталогу в номере, это целая сеть гостиниц Schlosshotel). Номера в центральном корпусе стоили около 39000HUF, а во флигеле 19000HUF. Мы поселились во флигеле, что было разумно, поскольку на следующий день мы попросили показать нам номера в самом замке – принципиальной разницы не было. В гостинице было практически все… даже вольеры с кроликами и щенками неизвестной породы, которые были весьма злыми, в отличие от кроликов.
Гостиница-Замок Гостиница-Замок Гостиница-Замок Гостиница-Замок
Минусом было только то, что бассейн и прочие водные забавы не работали после 7 вечера. Пришлось туда идти рано утром. Но это все были цветочки по сравнению с тем, что нас ждало завтра. Нас ждал полный облом – у мадьяров так же есть 4 дня майских праздников. Мы обзвонили все гостиницы на Балатоне по каталогу. Везде было занято. Мы приняли решение – существенно изменить наш маршрут, оставив Балатон на вторую неделю, начать изучать северо-восток Венгрии. Таким образом, на следующий день нас ждал марш-бросок через всю Венгрию.

1 мая.
С утра сходили в бассейн, размялись, позавтракали, а затем собрали вещи и выписались из гостиницы. По 85-й дороге вышли на магистраль M1 и по ней добрались до Будапешта. Не стоит доверять в нем знакам, как выехать на такую-то дорогу. Они заводят в жуткие места, хотя и выводят на нужный маршрут, но, как потом выяснилось, есть способы намного проще.
Мы собирались выехать на M3, чтобы попасть на Хунгароринг.  Там тогда вовсю шел ремонт, строят новые участки. Например, на стартовой прямой скорость будет достигать 380-400 км/ч. А вот выезд для автомобилей зрителей со стоянки после мероприятий не предусматривает, что машины будут ехать в сторону, противоположную Будапешту. Пришлось проехать несколько километров назад по M3, а затем достаточно покрутиться на куске M0, чтобы развернуться. Вернувшись на M3, мы проехали до поворота на Lörinci, где в ресторане нас покормили вкусным гуляшем и не менее вкусным вторым.
Хунгароринг Хунгароринг Хунгароринг Хунгароринг
Далее наш путь лежал на север. Точнее до города Salgótarján. Этот город находится на самой границе со Словакией. Там на вершине горы находится разрушенный замок, с которого открывается чудеснейший вид на горы. А у подножья есть небольшой водопад. А теперь ВНИМАНИЕ! ТО, ЧТО СДЕЛАЛИ МЫ, ЯВЛЯЕТСЯ НАСТОЯЩИМ НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНА И МОЖЕТ ПОВЛЕЧЬ НЕПРИЯТНОСТИ.

Все дело в том, что замок находится на территории Словакии. И не переходя Государственную границу попасть в него невозможно. Нам это показалось смешным, и я сфотографировался на пограничном столбике одной ногой в Венгрии, другой в Словакии. Потом мы побродили по замку, спустились вниз. Минут через 15 мы пошли на выход…. и нас уже ждали. Двое пограничников на зеленой Ниве у “входа” в Венгрию. Все было просто – на одном из столбов висела камера для таких горе-туристов. Они попросили наши документы, затем долго выясняли, поместимся ли все мы в их Ниву. Я не знаю, что именно говорил Сергей им, но нам вернули документы, не записав данных и не сделав каких-либо других пометок. Однако, я не советую кому-либо повторять наш подвиг. Моя однократная виза (у Сергея – вид на жительство) могла закончить свое действие именно в этот момент и скорее всего я бы в дальнейшем имел проблемы с попаданием в страны Евросоюза. Но нам повезло, и мы поехали назад, на юг.
Крепость на границе Крепость на границе Крепость на границе Крепость на границе
Если кто-нибудь будет ехать в этих краях, я настоятельно рекомендую повторить путь, которым мы ехали. Точнее, я рекомендую дорогу между Pásztó и 24-й дорогой. Мы на нее выехали случайно, промахнувшись мимо 23-й дороги. Этот вид забыть невозможно. По крутому серпантину дорога уходит в горы и идет где-то на высотах 700-900 метров на протяжении 25 километров. Очень забавляло то, что с разных сторон горы на одной и той же частоте вещали два радио: SLAGER и FOCUS. И мы на подъеме имели возможность послушать микс из Мадонны и какой-то другой венгерской дивы. Дорога, не смотря на то, что горная, является, на мой взгляд, достаточно безопасной. Со стороны обрыва всегда есть ограждения, есть места, где можно остановиться и с разъезд с Икарусами проблем не доставлял. По пути можно заехать на вторую по высоте гору Венгрии (960м) – Galya-tetö. На ней я забрался на дозорную башню, однако, красивых кадров не будет по причине того, что горы были затянуты дымкой. Затем мы выехали на 24-ю дорогу. По ней мы забрались, причем почти до самой вершины на машине, на гору Kekestetö, которая является самой высокой в Венгрии (1014 м.)
Там остановились и попытались обзвонить все близлежащие отели – все было занято, однако нам порекомендовали 3*-ный отель “City Panzio” в Мишкольце. Уже темнело, а ехать надо было далеко. Когда съезжаешь вниз с горы, дорога позволяет держать на определенных участках скорость порядка 80 км/ч. Когда едешь с такой скоростью в машине вниз, то закладывает уши, как в самолете. Проехав на юг до M3, мы поехали на восток, а затем, проехав немного по недостроенному куску M30, вернулись на дорогу 3. Немного поплутав в Мишкольце, мы нашли отель.
К сожалению, мы приехали поздно, поэтому все водные развлечения уже были закрыты, но работники отеля были готовы по нашей просьбе их снова открыть и предоставить для нашего удовольствия. Однако душа требовала не водных мероприятий, а расслабления и продолжения банкета, поэтому мы отправились на поиски горячительных напитков. Единственным местом, где можно было чего-нибудь купить, оказались автозаправки. Мы купили поллитра местного “уникума” и вернувшись в отель употребили. Так мы отпраздновали первомай. Всего за день мы проехали больше 700 км.

2 мая.
Было принято решение сделать облегченную программу и пожертвовать Eger’ом. Все равно уже первоначальная программа была нарушена. Там есть купальни прямо в скалах и немного архитектуры. Но все же отдыхать от такого отдыха тоже надо. Как оказалось потом, там есть не немного архитектуры, а много и, что самое интересное, целая долина из винных погребов – пей, не хочу! Однако, мы таки поехали на север, к пещерам, в национальный парк Aggteleki.
Из Мишкольца туда ведет 26-я, а затем 27-я дорога до поворота в этот самый заповедник. В малые пещеры мы не пошли, а пошли в большие. Я настоятельно рекомендую к посещению большие пещеры – это стоит посмотреть, ообенно концертный зал в пещерхах. Однако, в этом зале наилучшая акустика не в зрительском зале, а за сценой. Вся экскурсия длится час, хотя можно взять и более длинные экскурсии. Но мое мнение, что одного часа вполне достаточно, если вы не фанаты спелеологии. Затем мы решили разведать путь, который ведет вперед – по картам там можно проехать. Там по пути была пара очень прикольных деревень. Мы выехали на 26 дорогу, после чего мы заехали в “Кору” за продуктами, а потом вернулись в гостиницу и затем перешли к водным процедурам.
Пещеры Пещеры

3 мая.
У этого дня есть название: “ТОКАЙ”. Не надо туда ездить. Это опасно для здоровья. Еще есть несколько рекомендаций – не все, что продается у виноделов дешевле, чем в магазине. В самом Токае все дороже, нежели в окрестностях. Конечно, понимание приходит с опытом. Поэтому мы ездили по заводам и проводили дегустации. Первый завод, Diznókö был на перекрестке 37-й дороги и дороги на Токай через Tarcal. Надо отдать должное, этот завод поделил в нашем рейтинге 2-3 место с еще одним, в который мы заехали позже.
Завод построен в 1992 году, поэтому в 1993 году уже выпускал вино самостоятельно. Самое главное, что там нам дали бесплатно попробовать эссенции. При стоимости бутылки в 600 баксов, даже та маленькая порция – весьма значительное угощение. Затем в деревне Tarcal один завод был закрыт для посетителей из-за реконструкции.
Токай Токай
Мы приехали в сам Токай и, после некоторых поисков, нашли 2*-ные аппартаменты по 3000HUF с человека. Затем мы по 38-й дороге вернулись на 37-ю и поехали на север в сторону деревни Tolcsva. Там находится завод Oremus. Вот он занял безоговорочное 1 место в списке. Нам показали погреба, которым больше 400 лет.
Все, что нам давали попробовать, не отдавало этанолом ни на вкус, ни на запах. Не смотря на то, что я там сдуру купили набор из трех бутылок за 5500, в то время, как в Tesco он стоит 4300, мы не в обиде, потому что там мы смогли купить 5-ти корзиночное Aszu 1999 года, которое, в соответствии с традициями, появится в магазинах только летом 2003 года, а на дворе была еще весна. Вино, действительно, отменное.
Токай Токай Токай
Накупив там бутылок, мы поняли, что надо найти сыра. В ABC-шках продают только самый простой… поэтому мы маханули в Nyíregyháza (Ниредьхаза) в Tesco. Вернувшись в Tokaj, мы посетили пару погребов, которые на проверку не шли ни в какое сравнение по качеству вина с перечисленными выше. В одном из них встретили русскоговорящую группу, которая из толпы выделялась хотя бы тем, что у них дите 10-тилетнее орало, как оно хочет кушать. Они, услышав наш разговор на русском языке, подскочили к нам и задали вопрос, от которого мы оцепенели: “Парни, а где здесь поесть можно?”. Это в городе, где вся центральная улица усеяна ресторанчиками, кафешками и кабаками.
Затем купили еще вина, зашли в ресторан, чтобы съесть по порции гуляша и завалились в апартаменты. Обычно в моих рассказах день этим завершался, но Токай – это не тот город. Разобравшись с нашими запасами, мы вышли на улицу за добавкой. Это был для меня культурный шок. В 9 вечера по местному времени все заведения были закрыты. Мы встретили только компанию Тинейджеров, которые не были местными, и вообще заблудились. Так вот не найдя ни одного открытого заведения, мы вернулись назад и раздавили то самое Aszu 1999 года, решив, что завтра купим еще. За это мне обидно втройне (далее будет понятно, почему втройне :-) )
Токай Токай Токай Токай Токай Токай

4 мая.
С утра, быстренько собравшись, мы решили поехать продолжить дегустации и прикупить еще пятикорзинчного Aszu 1999 года. Приехав в Оремус, мы выяснили, что он закрыт. Там вообще никого не было. Поэтому мы остались без вкусного вина. Но винный маршрут нам рекомендовал еще деревеньку Mád, в которую мы и поехали. Но не прямой, 37-й дорогой, а проселочными путями, через Erdöbénye и Abaújszántó. Причина этого была и в том, что просто хотелось посмотреть на природу и в том, что почти по пути, в Abaújker и в Gibárt было по заброшенному замку, которые хотелось осмотреть. Заехали в Mád и завернули в погреб Monyók. Нас встретил сам хозяин погреба (кстати, прибыльное это дело, видимо – у него универсал Mercedes (тот, что седаном называется 124-м кузовом) и пассат B5. Он показал нам свой погреб, рассказал, сколько стоит его постройка и вообще немного о своем бизнесе. Вино у него оказалось очень приятным – мы ему выдали 2-3 место вместе с Diznókö. Я прикупил некоторое количество Харшлевелю (Hárslevelü) для употребления по вечерам и 4-х корзиночное Aszu 1993 года домой для коллекции.
Токай Токай Токай
Попрощавшись с хозяином, мы взяли путь на юг: вернулись в Токай и поехали по 38 дороге до Ниредьхазы, а затем по 4-й в Debrecen (Дебрецен), город, где живет Сергей. Ему просто надо уже давно было поделать много всяких вещей по работе. Но он живет в однокомнатной квартире, и поэтому, чтобы не мешать, я отправился в термальную гостиницу, а Сергей остался у себя дома.
Хочу сказать сразу – этот 4* “Термальный отель Дебрецен” полный отстой. Это переоборудованная гостиница коммунистических времен. Там было только два плюса – завтрак, который, наверно был самым вкусным за все время и интернет-терминалы, стоящие на каждом этаже. В остальном, были сплошные минусы. В минибаре были только алкогольные напитки, абажур лампы был залит вином, ванна была реставрированной старой советской, я там чуть не расшибся, потому что дно очень скользкое (во всех других были либо кабинки, либо ванны с рифленым дном). Но самое главное – то, что в других отелях называлось наматрасником, и на что стелилась простыня, на этом здесь предполагалось спать. Да и этот наматрасник и наволочка были в дырках. По сравнению с условиями, в которых приходилось жить до этого – контраст очень заметный. Конечно, там были термальные источники, но по сравнению с том, что было увидено потом, это было ерундой.

5 мая.
С радостью простившись с отелем на следующее утро, я пошел погулял по городу. Посмотрел университет Дебрецена – очень красивый, затем встретился с Сергеем, сделали еще пару важных дел, и, забрав вещи из его квартиры, поехали в Berettyóújfalu. Крюк мы делали по двум причинам. Во-первых, в том городе был очень хороший венгерский ресторан, где мы покушали, а во-вторых, в том городе я получил уникальную возможность воочию увидеть Трабант-кабриолет. Сделав два таких важных дела, мы поехали по 42-й дороге, а затем по 4-й до Будапешта. По пути вспомнили, что все вино оставили у Сергея дома. Но назад уже ехать не стали и замыслили еще один крюк. Тем более, что уже в тот момент становилось сильно вероятно, что по рабочим вопросам Сергею придется там быть в пятницу.
Дебрецен Дебрецен
После Будапешта мы вышли на M7, доехали до Balaton-világos и поехали по 71-й дороге, которая обходит Балатон (хотя мадьяры говорят именно Болотон) сверху. Проехав весь Балатон, проехав через Keszthely и Héviz мы добрались до деревеньки Kehidakustány, где находится 4*-ный термальный отель Kehida, (www.kehidathermal.hu). Термальный отель Кехида
Термальный отель Кехида Термальный отель Кехида Термальный отель Кехида Термальный отель Кехида
Мы его выбрали по соотношению цена/количество развлечений, которые в него включены. Прожили мы в нем вплоть до четверга, 8 мая. Это был именно отдых. Погода была замечательной – в районе +30, в гостинице помимо водных радостей бильярд, пинг-понг, караоке и Интернет. Но местный админ так и не смог нам его предоставить (руки надо отрывать таким админам – половина активного оборудования висит в шкафу обесточенным). А GPRS там работал отвратительно. По плану, в один из этих дней у нас было запланировано съездить на юг Венгрии, в деревню Villány. Но лень взяла свое и это было второе (и последнее место), куда мы таки не попали. А хороша деревня тем, что как раз там делают все красное вино. И все, что не делается Hilltop’ом или в Eger’е, делается там. Но нашу лень разбавляло то, что этого вина мы уже надегустировались покупая в Tesco.
Кстати, объяснил бы мне кто-нибудь, что такого в этом Балатоне. Единственным приятным фактом было то, что там плавают вместе с купающимися лебеди. Но ведь во всей Венгрии еще и аисты на столбах живут. А так – озеро, как озеро. В Карелии таких озер тысячи, причем нет такого наплыва отдыхающих, когда в воду войти негде – каждый пятачок занят.

8 мая.
Несмотря на то, что в гостинице положено выметаться в 10 утра, мы договорились покупаться где-то до 12, так что еще утро было проведено в водных развлечениях. Однако наши планы омрачило то, что именно в этот день произошла страшная катастрофа на железнодорожном переезде в городе Siófok. Поезд на полной скорости (>100 кмч) влетел в немецкий пассажирский автобус. В то утро позвонили или отправили sms почти все, кто знал, что я буду на Балатоне (т.к. сначала передавали, что это был просто экскурсионный автобус без принадлежности к стране). Поэтому мы даже не стали делать полный круг вокруг озера. Но все равно, мы проезжали недалеко от места катастрофы.
А затем, мы поехали назад, на восток. M7, M3 – уже привычными стали эти дороги. Потом с M3 мы свернули на 33-ю дорогу. Это еще одна из дорог, по которой я рекомендую проехать хотя бы из-за тех мест, в которых она пролегает. А пролегает она чезер национальный парк Hevesi, через разлив реки Tisza, через национальный парк Hortobágyi, в котором цапли стоят в болоте прямо рядом с дорогой. Места дивнейшие.
А целью был город Hajdúszoboszló (Хайдусобосло). Там есть суперский аквапарк, в который и планировалось пойти на следующий день. Там без труда был найден panzio за 6500 HUF, причем нам разрешили съехать утром, как нам вздумается – наплыва туристов еще не было. Кстати, в этом городе русский язык понимался достаточно хорошо – сказывалась близость Украины, откуда наверняка посещают этот аквапарк.По крайней мере, мороженное нам продавали, объясняя где что по-русски. В местном магазине я заприметил прекрасный набор для походного приготовления гуляша, включающего в себя треногу и миску-кастрюльку. Стоило все это великолепие 750 HUF. Как я себя потом ругал, что не купил – ведь как раз такие штучки являются настоящими сувенирами, а не то, что продается в магазинах!
Хайдусобосло Хайдусобосло Хайдусобосло Хайдусобосло Хайдусобосло

9 мая.
Утречком мы пошли в аквапарк, где и провели полдня. Потом по делам Сергея заехали в Дебрецен и взяли курс на Токай. [beep], потому что в Оремусе опять все было закрыто. И это при том, что мы до него дозванивались весь день, там никто не брал трубку. Впоследствии было выяснено, что там экскурсии бывают только по предварительному заказу. В первый раз нам просто повезло, что мы туда попали. Вот телефон Оремуса: +36 47384505.
В Оремус мы не попали, но зато мы заехали в знакомый уже погреб в Mád и там я купил несколько шестикорзиночных Aszu 1993 года и на вечер (ведь предстояла отвальная) уже знакомое Харшлевелю. Попрощавшись с хозяином, который на радостях нас поугощал еще разными сортами вина, мы взяли курс на Будапешт. Там Сергею предстояло провести одну ночь, поскольку ему надо было улететь в Италию в субботу, а мне две. В Будапешт мы въехали практически ровно в 21.00 и были несказанно удивлены, потому что увидели салют. Это в Венгрии, где, по-моему, всегда были против Советского Союза и половину войны воевали на стороне Германии. Это был приятный сюрприз.

На этом наше путешествие и было завершено. Мы поселились в отеле 2** Ibis, который находился у станции метро и в 10 минутах езды такси от аэропорта. Отель как отель – нормальные две звезды. Мы выложили вещи и поехали в уже знакомую Tesco. Естественно там взяли сыр, я взял себе легкий перекус на следующий день и мы поехали назад. Нам предстояло еще одно дело – вернуть машину на стоянку.
Вернувшись на такси в отель мы начали в моем номере отвальную. Было грустно – ведь закончилось такое путешествие. Когда я только собирался в Венгрию, я не ожидал, что все получится так хорошо. Но время и тут неумолимо шло вперед, вино закончилось, мы сделали последнюю совместную фотографию и, попрощавшись, разошлись по номерам.
Утром Сергей написал уже из Мюнхена, что отвальная удалась, с чем я был полностью согласен. 10 мая была еще одна прогулка по Будапешту и закупка сувениров, 11 мая самолет из Будапешта доставил меня обратно в Петербург, который меня встретил своей запоздалой начинающейся весной.
Будапешт 9-10 мая Будапешт 9-10 мая Будапешт 9-10 мая Будапешт 9-10 мая

Чуть-чуть статистики: денег потрачена огромная куча, максимальная достигнутая скорость – 200 км/ч, пройдено чуть больше 3500 км, средний расход у BMW не превысил 10 литров, что для меня было удивительно. Но это другая страна – там другие литры :-) . Я, конечно, мало ездил на BMW, хотя на таких пятерках ездить приходилось, и в сравнении полный привод меня очень порадовал. С полным приводом я бы и сам пересел на BMW. Но это субъективно.

Надеюсь, что мой рассказ был интересен и может быть кто-то повторит данное путешествие и увидит то, что довелось увидеть нам! Первый опубликованный текст данного рассказа лежит здесь. В процессе дополнения я добавил кое-какие детали, Сергей исправил ошибки по венгерской части. Еще раз текст был подредактирован в феврале 2011 года при переносе на новый сервер.