На край света без любимой.

Вместо вступления

Наверно у каждого из нас есть мечта. Я не являюсь исключением, только у меня не одна мечта, а несколько, и по мере их выполнения появляются новые мечты, осуществить которые становится все сложнее и сложнее. Но ведь так и должно быть – жизнь идет все дальше и дальше, а если бы все мечты осуществились, то к чему тогда стремиться.
Поездка на Нордкап мной планировалась как нечто такое романтическое – ведь что может быть красивее, чем оказаться с любимым человеком на краю света!
Но жизнь вносит свои коррективы, и получилось так, что, не смотря на то, что поездка давным-давно была запланирована на это лето (более того, Нордкап был лишь только частью большой поездки по Норвегии), Юля не смогла вообще поехать, да и я, к началу отпуска никуда уже не собирался. Мы время от времени писали нашим друзьям из Венгрии (к которым мы ездили в прошлом году) SMS-ки и завидовали тому, в чем сами не смогли принять участие.
Неожиданно у меня появилось пять свободных дней (три рабочих и два выходных) и достаточно быстро было принято решение – ехать к Сергею с Ритой, которые уже к тому моменту несколько дней отдыхали в коттедже в Лапландии. Если бы в тот момент я знал, где именно, я бы наверно не согласился никуда ехать, но изначально говорилось о коттедже в районе Kemi, по автороуту было меньше 1000 км, так что я собрался в путь.

Немного отступлю от повествования, сказав, что с визой в принципе проблем не было – мы ее получали еще в начале февраля на полгода, перед поездкой по зимней Финляндии (хочется верить, что я допишу и об этом отчет) и она еще действовала. Страховка у меня тоже оставалась с предыдущей однодневной поездки 10 июля, так что с документами было все в порядке.
Изучая маршрут я, руководствуясь мыслью о том, что известной дорогой ехать быстрее, выбрал дорогу через Куопио и Силлинярви. Не уверен, что это было правильное решение, но я поехал так. Альтернативным вариантом была дорога через Йоэнсуу и, как я планировал, выезд опять же на 5-ю дорогу между Куопио и Силлинярви. Дело в том, что в Йоэнсуу жил и похоронен крестный моей бабушки, великий человек, который много сделал и для Финляндии и для Карелии во времена Великой Отечественной Войны, да и после нее тоже.

Карта путешествия.

 

День первый, 21 июля 2004 г.

Выезд был назначен на 3 часа ночи, чтобы приехать пораньше. Однако, я лег спать только в час ночи, поэтому выезд перенес на 5 утра. Примерно так и получилось, я выехал от дома в 05.19 и все было хорошо, за исключением того, что я еще спал прямо на ходу. Результат этого не заставил себя ждать – на Новоладожской улице я проехал пешеходный светофор прямо на красный, осознав это в тот момент, когда уже тормозить было поздно. Интереса ситуации добавило еще и то, что навстречу на этом же светофоре стояла патрульная машина ДПС, которая не оценила такой наглости. Так что на набережной Адмирала Лазарева мне выписали штраф на 100 рублей, которые я почитал чем-то сродни битью посуды “на счастье”. Немного настораживал и тот факт, что в это раннее утро куча поливальных машин старательно намывала город… Но я решил не верить в приметы и продолжал держать свой путь. Где-то до “Огоньков” я старался ехать не более 120, старался привыкать к финскому режиму езды. Правда потом я все равно сломался и поехал 140. Не могу сказать, что это качественно улучшило мои временные показатели в этот день, но по крайней мере я проснулся.
Объездная вокруг Выборга была все так же закрыта, поэтому я поехал в городи заправился на Несте. После заправки вырулил на дорогу к границе и остановился у будки со страховкой. У меня страховка была до 24 июля, а я еще не был уверен, что вернусь до конца страховки. В любом случае, 150 рублей не самая большая цена за уверенность в отсутствии штрафов.

Наша граница прошлась без проблем – я заполнил декларацию, ответил на ставший уже привычным вопрос о том, зачем нужен навигатор в Финляндии и, получив заветный штамп собрался уже было в машину. Но на паспортном контроле случился неприятный момент – у меня попросили документы на машину, которые у меня были в бумажнике водителя, а когда вернули, то заначки, которая была под обложкой, уже не было. Заметил я это уже в Финляндии, так что даже спросить не с кого. После паспортного контроля ко мне в машину попросились два таможенника, которые ехали на пост, непосредственно у границы. Я их подвез, вроде бы они у меня ничего не прихватили из машины.
На финском посту как всегда обошлось не без приколов. Я заранее прихватил с собой контрабандный бочонок пива, который положил прямо на заднее сиденье – мой опыт проезда в Финляндию показывал, что если финны и что-то смотрят, то только багажник. Финны как всегда изменили схему движения на таможне по полосам, я поперся, было, по зеленому коридору для жителей EU, где и был остановлен бдительным финским пограничником. Поскольку нас на границе было двое, а я был вторым, то ко мне интереса было больше. Финская девушка на паспортном контроле долго пыталась у меня узнать кучу интересного – куда еду, что там буду делать, как зовут друзей. Правда, глупые вопросы пресеклись обычной процедурой – постоянным переспрашиванием. Кстати, по-русски она говорила действительно плохо, так что я не притворялся. Странно, что она не знала английского – в моей практике такое первый раз…
После паспортного контроля мне пришлось подождать минут 10, пока подойдут проверять мою машину. Расчет оказался верным – после контроля багажника меня пропустили.

Передо мной открывалась 13-я дорога, которая к тому моменту уже была знакома, поэтому проехав мимо Лаппеэнранты я взял курс на Миккели. Те, кто ездил по этой дороге знают, что она не представляет никакого интереса. Горки вверх-вниз, да и только.
Хотя на нее было приятно посмотреть – ведь в прошлый раз я здесь ехал зимой, а летом она выглядит совсем по-другому. Я ехал строго по ограничению, выискивая знакомые с зимы ориентиры. Наконец, мое любопытство было удовлетворено – я узнал стоянку, на которой мы останавливались, и поехал дальше. В Миккели так же привычно свернул направо, на 5-ю дорогу. Наверно, если бы этот рассказ писался сразу после поездки, то я бы смог красочнее описать всю дорогу. Однако, я ехал вперед, время от времени натыкаясь на ремонты дороги. 5-ю дорогу действительно часто ремонтировали, местами делая автостраду. Правда в таких местах приходилось терять много времени, особенно в случаях, когда было организовано реверсивное движение по одной полосе. Надеюсь, в будущем мне доведется по обновленной магистрали прокатиться.
В 9.30 утра, немного не доезжая до Варкауса, я остановился покушать. Просто мне понравилось место, где я остановился. На меня, уплетающего салат из баночки, местные жители смотрели весьма подозрительно. Закончив трапезу, я посетил WC, где с некоторым удовлетворением заметил отсутствие надписей на русском языке (зато на других их было очень много). Видимо, не везде еще русская рука оставила след.

Подкрепившись, я позвонил домой. Юля еще только проснулась, она оценила мое стремительное продвижение, ведь судя по предварительным расчетам, поддерживая такой темп, в Оулу я уже был бы к 3 часам (я везде указываю московское время, т.к. часы не переводил). Немного погодя, началась автострада перед Куопио. Вот уже меня встречал знакомый с зимы олень на скале.. Эх, когда-нибудь я таки тебя сфотографирую, но не в этот раз – надо держать темп. Куопио… Знакомый универсам, знакомый фаст-фуд… ничего не изменилось за полгода. Проехав Куопио, я быстро добрался до Сиилинярви. Здесь я даже немного снизил скорость, чтобы успеть рассмотреть и вспомнить все – супермаркеты и так понравившийся своей душевностью аквапарк Фонтанелла. Проехав Сиилинярви и держа курс на Иисалми, я позвонил Сергею, узнать как у него дела – по моим расчетам до Оулу мне оставалось три часа, а первоначально место встречи было именно там. Они только проснулись, но заверили меня, что они уже готовы выдвигаться ко мне навстречу. Меня это несколько насторожило, т.к. от Иисалми до Оулу 200 км, а от Кеми до Оулу – 100. Но в тот момент я не придал этому значения. И вот – Иисалми. Не знаю, почему, но именно место у меня воспринималось как “точка невозвращения”. Не смотря на то, что по 5-й дороге я дальше Куопио не ездил, она казалась какой-то знакомой, родной…
Юлляс, лето 2004 Юлляс, лето 2004

Выезд на 19-ю дорогу оказался немного запутанным, я это сейчас вспомнил, разглядывая треки GPSa. Все дело в том, что в автороуте 2002, по которому я составлял легенду, эта дорога имеет №19, в то время, как в GPS и в реальности эта дорога имеет №88. В дальнейшем, мне еще попадутся подобные нестыковки, которые будут вызывать недоумение. Но вот, дорога выбрана, я еду, все еще соблюдая скоростной режим. В одной из деревень на подъеме в гору, в том месте, где две полосы в попутном направлении, меня обгоняет норвежский Saab 9-3 Aero. При этом обгоняет явно с превышением скорости. Что-то во мне щелкнуло и я вспомнил родные дороги… Ага! Если он так быстро едет, то наверно он знает, что делает… И припустил за ним. Saab по окончании населенного пункта начал бодро набирать скорость. Мне пришлось несколько постараться, чтобы за ним удержаться. Достигнув 180 (и это при ограничении в 80 кмч, правда дорога действительно позволяла ехать 180, благо была прямая и ровная), я начал отставать – 180 это для моего гольфа предельная скорость, за которой начинается безумие. Норг видимо это понял, потому что оторвавшись, он сбавил скорость, позволив мне его догнать и дальше мы поехали вдвоем 170. Я не хотел думать о штрафах, но на пустой дороге (а по пути мы два раза обогнали попутных и встретили менее 10 машин) вероятность встретить пост, казалась мне минимальной, да и норг должен был знать, что он делает. По пути нам попалась взлетно-посадочная полоса. Это для меня было что-то новое, поэтому я успел ее даже пофотографировать.
В поселке Salahmi норг, моргнув аварийкой, попрощался со мной и свернул направо (кстати, явно на заправку, куда не помешало бы тогда уже и мне заехать), а я поехал вперед. Сам поселок я даже успел немного рассмотреть, т.к. дорога впереди ремонтировалась и мне пришлось немного подождать, пока раздвинут строительную технику. Впереди меня ехал грузовичок с асфальтом, но как только ремонт закончился, он мне мигнул правым поворотником. Я его обогнал и помахал в люк рукой. Водитель одобрительно поднял большой палец руки вверх. Не знаю, может ему просто было приятно пропустить, может ему не часто приходилось видеть русские номера. Но настроение это подняло. Дорога шла вдоль озера, а посреди озера бил фонтан… Эх, как же все-таки здесь хорошо! Чем дальше по дороге, тем больше я задумывался о заправке. От границы я уже проехал больше 450 км, и в ход пошла уже вторая половина бака. Как оказалось, надо было заправиться там же, где и норг – в следующей деревне (Pyhanta) на шелле бензин стоил около 1.20 против 1.16 на предыдущей заправке. Я подумал, что дальше на 4 трассе с бензином будет получше и поехал вперед. Вот и 4 трасса. Мама дорогая! Тут движение как на гатчинской объездной киевского шоссе вечером в воскресенье. В поток пропустили, еду… заправки все по 1.20, я принял решение, заправиться на первой попавшейся – спокойствие дороже. Первую пропустил – она слева, решил не оттормаживаться и резко не поворачивать. Справа заправка. По 1.16. Ага, это автомат. И тут – первый облом, он не кушает российские карты. Причем сам я этого не осознал, запихивая по очереди все карты, что у меня есть, но девушка подсказала. Скармливаю автомату 20 евро и получаю драгоценной жижи. Теперь жить уже можно. Выезжая, обнаруживаю 2111 с московскими номерами на стоянке. Там люди занимались своими делами, так что я общаться не стал.

Надо сказать, 4-я дорога – это беда. Вся забита кэмперами, которые едут не больше 80, а местами и под 50. С учетом того, что под каждым кустом стоят фотоаппараты, нарушать при обгоне не хочется. В этот момент я почувствовал первые признаки… нет, не усталости, а схода с ума. Мне жутко начало хотеться поговорить. Уже было около часа дня, и я уже 6 часов еду в машине один по чужой стране. Радио слушать бесполезно, от болтовни сносило крышу, так что приходилось слушать русскую музыку на компашках. Слава Богу, что я записывал даже то, что мне не нравится… Около 14.00 я оказываюсь на объездной Оулу. 750 км от дома. В этом городе живет мой одноклассник, но к несчастью, именно в эти дни он был в Турции, так что Оулу прохожу по объездной (при этом отдыхая от 4 трассы) и созваниваюсь с Сергеем. Они еще не доехали даже до Кеми (еще один тревожный звоночек). Договариваемся о встрече в Кеми. От Оулу до Кеми идет автострада, поэтому я имею запас по времени. Самое то остановиться и покушать. После местечка с дивным названием Ii я нахожу приятную стоянку и делаю второй перерыв. Снова я повергаю всех в шок поедая салатики из баночек и готовя бутерброды с сыром прямо за рулем. Знали бы эти туристы, которые вывалились из своих автобусов, откуда и куда я еду… Еда оказалась как всегда кстати и я поехал дальше. Изредка я видел из окна Ботнический залив. Дай Бог, не последний раз, поэтому я не всматриваюсь, а еду вперед. И вот – Кеми. Созваниваемся с Сергеем – они как раз погуляли по городу, договариваемся встретиться на первой стоянке после Кеми по пути на север. Судя по треку в GPS и воспоминаниям, там какой-то непростой маневр нужен для проезда через город. Но по указателям все понятно и я еду дальше. После Кеми опять автострада, машинах в 10 вижу зеленую вольву. Номеров, понятное дело не вижу. Наконец, парковка… Да! Это они.
Наконец-то встретились. Московское время – 15.30.
Юлляс, лето 2004 Юлляс, лето 2004 Юлляс, лето 2004 Юлляс, лето 2004 Юлляс, лето 2004 Юлляс, лето 2004

Тут выясняются окончательные подробности поездки. 880 км от дома пройдено, а осталась сущая мелочь – 220 км. Блин, знал бы – не поехал. Но делать нечего – туда уже однозначно ближе, чем назад. Едем дальше. Сергей – главный, я держусь за ним. Сергей едет с превышением 10-20 км. Мне уже все равно, с учетом того, где и что я нарушал, один штраф не пугает. В Торнио мы проскочили мимо поворота направо, пришлось разворачиваться и возвращаться. Наконец, 21-я дорога. Она же E8.
Едем-едем-едем… Слева от дороги река, которая заодно и граница со Швецией. Поселок Ylitornio – вижу первую заправку и сворачиваю. Очередная война с автоматическими заправками, накормил на очередные 20 евро, в баке стало не так пусто. Сергей меня потерял, поэтому звонит мне и говорит, что они в магазине. Я еду в сторону магазина и нахожу еще одну заправку, только уже человеческую, Шелл. На цену не смотрю – заправляю полный бак. Подъезжаю к магазину. Сергей с Ритой там что-то покупают в Алко, оказалось – настойки морошковые… Эх, знал бы, привез им карельской.

Держим дальше путь на север. Появляется знак – полярный круг через 10 км. Это уже что-то новое. Подъезжаем – действительно полярный круг :) . Московское время – 17.20. Надо отдать финнам должное – полярный круг был нарисован на асфальте :)
С полярным кругом была проведена фотосессия, на это потратили 10 минут и затем мы поехали дальше.
Юлляс, лето 2004 Юлляс, лето 2004 Юлляс, лето 2004

18 часов 30 минут. Наконец-то мы сворачиваем с 21-й дороги. Осталось еще 30 км. Последний час капает дождик, в мозгу каша из финского радио и западной эстрады, в глазах сопки сливаются в равнину и вот ОН! Олень! Прямо на дороге. Надо сказать, что это было событие равное первому моему посещению дельфинария. Попытался на ходу сфотографировать. Что-то даже получилось. Наконец Akaslompolo – место нашего назначения. Время – 19.00, мы даже успели к бане. От дома – 1100 км.

Так уж получается, что каждый раз, когда мы с Сергеем встречаемся, первый вечер проходит ударно. В Будапеште мы раздавили два литра русского стандарта, в коттедже около курорта Тако вообще воспоминания оборвались намного раньше окончания приключений. Тут все было готово к повтору подвигов. В баню мы пошли с Букиным пивом – оно в бутылках, там его пить удобнее. К 23.00 мы изрядно попарившись, накупавшись, отдохнувши, приступили к второй части – распитию моего пива. Процедуру открывания Сергей провел простым способом – выдернул все, что можно было выдернуть. Первая порция в виде фонтанчика вылилась на все вокруг, а то, что осталось, было перелито в две кастрюльки, из которых я половником разливал по стаканам.
Наверно то, что пива стало поменьше, определило то, что все дальнейшие события были запомнены. Но менее прикольными они не были из-за этого… Сначала мы катались на велосипедах. Вволю нападавшись и насмеявшись, перешли к водным процедурам – взяли два комплекта весел и в 4 весла решили переплыть озеро. Надо сказать, через некоторое время, мы стали грести нормально, поэтому было уже не смешно, так что мы вернулись в коттедж.
Юлляс, лето 2004 Юлляс, лето 2004

День второй, 22 июля 2004 г.

Этот день у нас был посвящен отдыху. Никто из нас раньше не катался на квадроциклах, поэтому возможность взять их напрокат выглядела заманчиво. Сначала мы взяли квадроциклы на 3 часа. Но что такое – 3 часа? Это очень мало – за это время мы только-только освоились с управлением. По данной нам карте мы, правда, не с первой попытки, нашли лесную дорогу и свернули на нее. Целью нашего заезда был песчаный карьер.
В карьере меня постигло большое разочарование – это изделие китайской промышленности имеет только задний привод и закапывается в песок без малейших усилий. Поэтому мы гонялись по карьеру и пугали оленей. Заодно сделали много красивых фотографий. 3 часа подходили к концу и мы поехали продлевать аренду квадроциклов на сутки. Я заодно поменял шлем на больший размер – тот, что я взял сначала мне был мягко говоря мал и давил на голову.

После посещения бюро проката, мы заехали домой, перекусили, сфотографировали свой автопарк и поехали смотреть склон. Мы хотели заехать на самый верх горы, но что-то как-то не получилось – дорога туда была закрыта. Делать нечего – надо искать новые места для развлечений. На карте нашли озеро рядом с нами и поехали туда. Место оказалось красивым – не сфоткаться на таком фоне было нельзя. Затем мы вспомнили, что где-то по пути на карьер мы видели знак “достопримечательность” и поехали туда. Стало немного холодать и на квадах на скорости около 60-70 кмч поддувало весьма сильно. Мы свернули на проселочную дорогу и поехали по ней. По пути мы сворачивали в сторону в поисках чего-нибудь интересного, но все было банально – лес, да олени. Минули взлетно-посадочную полосу, которая была очень тщательно отгорожена от проникновения туда животных и через некоторое время добрались до шатра. Скорее всего, днем там всегда кто-то находится, наверно продаются сувениры, но дело было к вечеру и все было закрыто уже. Мы прошли по дорожке и увидели замечательное озерцо в расщелине. Фотографии не смогут передать красоты – самые лучшие виды портило солнце, которое висело низко над горизонтом и попадало в объектив. Погуляв по мосткам вдоль озера, мы решили проехать дальше. Проезжая в одном месте меня как-то насторожило то, что в этом месте справа (в данный момент) по ходу движения широкая обочина. Не знаю, почему, но это место не запало в голову еще по пути туда. Это ж-ж-ж-ж было неспроста.

Мы держались дороги вдоль озера и, в какой-то момент, я, остановившись, нашел три подберезовика. Вот это да! Так далеко на севере я грибы не собирал. Тут же оббежали окрестности – я нашел два белых гриба, удовлетворив тем самым, страсть грибника. Положить их было некуда – поэтому я отдал все фотоаппараты Рите в рюкзак, а в кофр сложил грибы (с кофра я так еще всю грязь с Соловков не отмыл – так удачно он там в лужу упал). Нагулявшись, мы поехали в сторону дома. Сергей с Ритой ехали впереди, а я держался сзади. Проезжая уже упомянутое место я, держась строго за впереди идущим квадом, вдруг ощутил, что управление потерялось. Скорость была порядка 40 км/ч. Мгновение, и оборот через голову (спасибо шлему – он раскололся, но с головой все было в порядке), квад рамой втыкается в ствол вековой ели, а я останавливаюсь и повисаю на широких лапах…

Это был шок. Двигатель заглох за счет того, что бензин в него поступает самотеком, а вверх колесами это не возможно, я вылез из-под квада, сел и начал проводить самодиагностику. Первое впечатления – все в порядке. Второе – царапины и синяки. Ущипнув себя для порядка (все же фильмов я пересмотрел, раз такие мысли лезут в голову) я встал и начал обозревать картину. Судя по следам произошло следующее: на ровной песчаной дороге (камней там не было), сломалась одна рулевая на кваде. Левое колесо подвернулось внутрь и через это колесо квад со мной сделал оборот. Обочина в этом месте находится сильно ниже уровня дороги и удар шлемом о землю почти был не заметен – осталась только маленькая ямка, квад летел вперед с большей инерцией. Неизвестно каким чудом, но я сгруппировался на нем правильно и никакие другие части тела не выступали за пределы безопасной зоны квада. А за счет того, что фотоаппаратов со мной не было, я их и не разбил. Так что это было что-то большее, чем просто счастливая случайность. Видимо до рождения сына мне суждено дожить.
Тут подъехали на машине какие-то финны, мужчина и женщина. Они мне помогли вытащить из ели квад и поставить его на колеса. Удивительно, но это чудо завелось и поехало дальше :-) . Тут вернулись Сергей с Ритой. Сергей сначала испугался – он думал, что я въехал в эту машину. Но потом, когда я все объяснил, успокоился. Я поблагодарил финнов за помощь и мы поехали на малой скорости к дому. Рулить таким агрегатом было весьма забавно – каждое колесо ехало в свою сторону. Заправив квады, мы поставили их у бюро, и я написал записку с описанием случившегося. Хочется верить, что они будут тщательнее проверять их техническое состояние. Вернувшись домой, мы как всегда посидели в сауне, выпили пива и легли спать. Сегодня было принято очень важное решение и завтра предстояла кульминация моего путешествия – Нордкапп.
Юлляс, лето 2004 Юлляс, лето 2004 Юлляс, лето 2004 Юлляс, лето 2004 Юлляс, лето 2004

День третий, 23 июля 2004 г.

Подъем в 8 утра, завтрак бутербродами, грузимся в машину Сергея и выезжаем. Для усиления впечатлений, едем от коттеджа в сторону, противоположную 21-й трассе. Судя по карте, эта 940-я дорога, должна привести нас на 79-ю, которая пересекается с 21-й трассой. Проехав километров 10 от Akaslompolo, 940-я дорога свернула на юг, а мы повернули на безымянную дорогу на север. Если карта нас не обманет и не будет неприятных неожиданностей, то мы достаточно ощутимо срежем. Проселочная дорога без номера представляла из себя однополосную дорогу, на границах участков видимости которой находились места для разъезда и выставлялись знаки преимущества в движении. Наверно, это было оправдано, т.к. нам встретилась всего одна машина на этом участке, да и в той наверно водитель очень сильно удивлялся, встретив нас. Через некоторое время, мы повернули налево на 79-ю дорогу и взяли курс обратно к шведской границе. Указатель топлива показывал, что солярки осталось не так уж много, поэтому мы начали поиски заправки. Стоит напомнить, что большинство заправок на севере Финляндии – автоматические, поэтому в Muonio, где сходятся 79-я и 21-я дороги, мы заехали на заправку.
Естественно, она была автоматическая. Мы поехали по указателю на Несте. Это оказался еще более забавный вид заправок – Neste D. У нас в Выборге тоже одна такая есть, но в Финляндии у них есть особенность – горловина заправочного пистолета имеет больший диаметр, что замечательно подходит для грузовиков, но совершенно не подходит для легковой вольво, пусть даже и дизельной.
Выбора у нас не было – мы поехали дальше. Миновав некоторое количество населенных пунктов, которые не имели заправок (а именно это нас волновало больше всего в данный момент), мы свернули направо на дорогу 958. 21-я дорога уходила налево, к точке, где встречаются границы трех скандинавских стран, но нам надо в другую часть Норвегии. Наверно когда-нибудь я и там побываю… Через некоторое время мы увидели рекламу Шелла, который нас ждет впереди. Радость была недолгой – Шелл ждал не нас – это была автоматическая заправка. Едем дальше, топлива все меньше, но вот впереди населенный пункт – Enontekio. Здесь нам надо повернуть налево, на север. Прямо перед поворотом нас встречает заправка Esso. Залив полный бак, и купив закуски в дорогу, мы свернули налево. С каждым пройденным километром ощущалось, что мы держим курс на север. Пейзаж за окном становился все более суровым, деревья становились все меньше… Но пока это была еще Финляндия и самые северный пейзажи еще были впереди.

И вот наконец вдалеке стал виден пограничный пост. Я напрягся, т.к. у меня каждое прохождение границы вызывает тревогу, но Сергей не снижая скорости проехал по зеленому коридору. Венгерские номера не вызвали подозрений, но интересно, если бы мы ехали на моей машине – было ли бы все так же либерально.
Проехав пост и увидев первый дорожный знак, который очень не похож на финский, я окончательно ощутил – мы в Норвегии.
Юлляс, лето 2004 Юлляс, лето 2004 Юлляс, лето 2004 Дорога до Нордкаппа (2004 г.)
За первые несколько десятков километров по Норвегии пейзаж за окном менялся не сильно. Но тем не менее, деревья становились все ниже, а горы все выше. Доехав до развилки 92-й и 93-й дорог, мы свернули на 92-ю. Она вела в северном направлении к городу Альта. Время от времени попадались кое-какие деревни, а в этих деревнях встречались горные трамплины. Все-таки Норвегия – это действительно горная страна и скоростной спуск, прыжки и, наверно, другие зимние виды спорта. По пути нам встретился Мерседес с московскими номерами. На таком расстоянии соотечественники уже вызывают достаточно теплые чувства, не смотря на то, что обычно за границей я стараюсь избегать их общества. Судя по показаниям GPS, ландшафт становился все выше и выше, картина за окном тоже это подтверждала. Вскоре наша дорога вышла к реке. Перед самым началом спуска над дорогой возвышался шлагбаум. Видимо это для того, чтобы в сильную метель закрывать дорогу. В Норвегии это встречается часто, и, как правило, перед такими шлагбаумами ставятся отапливаемые домики, чтобы можно было переждать непогоду и дождаться снегоочистителя. Проехав шлагбаум, мы начали спускаться в пойме реки. То и дело встречались мосты через эту реку, благодаря которым дорога и речка тесно перевивались. К сожалению, дорога не предполагала смотровых площадок, да и просто каких-либо мест для остановки. Даже разъезд со встречным автобусом был затруднительным – нам пришлось прижаться к скале, а автобус проехал впритирку к нам. Так что мы проехали эту красивую часть пути без фотосессии. Не знаю, проеду ли я когда-нибудь по этой дороге еще раз, но отсутствие фотографий расстраивает.

Дорога манила нас вперед и мы подъехали к городу Альта. Первое, что я увидел в городе – конечно же фоторадар. Но скорость мы в Норвегии не нарушали, поэтому нам бояться было нечего. С верха холма, на котором мы находились, открывался вид на океан. На Северный Ледовитый океан! На Баренцево море. Впервые в своей жизни я увидел это!
В Альте у нас по плану был перекус на заправке Shell, там мы и остановились. Купив гамбургеры мы вышли на террасу. Какой замечательный воздух! Однако возникло недоразумение – к Рите начал приставать какой-то странный тип. Причем его не смутило то, что рядом сидели я и Сергей. Правда он достаточно быстро отстал, но тем не менее – было не совсем понятно, как правильно в данной ситуации было реагировать.

Подкрепившись, мы продолжили свой путь. Теперь он лежал на север по E6. Сразу за Альтой мы встретили еще одну русскую машину – Hyundai Accent. Они стояли у моря, а мы ехали дальше. Дорога начала подниматься в гору, я сделал несколько снимков моря и дорога начала подниматься вверх. Наверху нашему взору открылось плато. Указатель гласил, что мы находимся на высоте 385м над уровнем моря. Не то, чтобы очень много, не для большого горного плато со своими озерами, реками наверно нормально. В конце концов, это было просто очень красиво.
Дорога до Нордкаппа (2004 г.) Дорога до Нордкаппа (2004 г.) Дорога до Нордкаппа (2004 г.) Дорога до Нордкаппа (2004 г.) Дорога до Нордкаппа (2004 г.)

Дорога звала нас вперед и мы мчались, чтобы достичь нашей конечной цели. Промелькнул поворот на Hammerfest, и вот наконец развилка с E69 – дорогой на Нордкап. Видимо это действительно важное место на этой планете, раз уж тупиковое ответвление (а дорога идет только от Russenes до нордкаппа) получило свой номер в европейской сетке дорог. Остановившись у магазина сувениров я обнаружил, что продаются красивые оленьи шкуры. Правда покупать я не стал – написал домой смс-ку с вопросом, надо ли оно нам. Впоследствии выяснилось, что не надо – этот мех очень лезет.

Последние 100 километров оказались достаточно утомительными – под колеса лезли олени, да и движение было весьма плотным. Мы ехали в момент отлива – море отошло от берега достаточно далеко и взору открывались интересные картины. Но все это не радовало так, как должна радовать эта красота – душа горела в предвкушении главного. Миновав пару тоннелей, которые были просто прорублены в скалах, объехав бессчетное количество заливчиков, наконец впереди показался Рог нордкаппа. Моим друзьям было проще – они были здесь всего несколько дней назад, а вот я чуть ли не сходил с ума от нетерпения! И вот – начинается. Тоннель на остров.

Нордкапп, на самом деле это уже остров, о. Магерейа, а вовсе не материковая часть. И раньше туда ходил паром. Но норвежцы – мастера строить туннели. Они могут прогрызть скалу где угодно, чтобы облегчить передвижение. Поэтому было построено это чудо инженерной мысли – 7-километровый тоннель. 3 километра – спуск, 700 метров на глубине 212 метров под уровнем моря и 3 километра подъем. Удивительно, но даже в этом тоннеле на такой глубине телефоны работают без проблем. В тоннеле достаточно влажно, видимо вентиляция не справляется. Через равные промежутки (около 100-200 метров) встречаются будки для вызова аварийной службы. Смотришь за окно и дух закладывает.
Спуск сменяется горизонтальным туннелем, а затем начинается подъем. Впереди виднеется портал и через несколько минут мы опять на поверхности. Тут же нас ожидает оплата проезда, будка принимает оплату как за проезд туда, так и назад. Так что за это удовольствие нам платить дважды. Миновав пост оплаты дорога нас ведет к городу. Впереди еще 2 туннеля и 30 километров по суровой северной тундре. И вот мы подъезжаем к стоянке. Стоянка естественно платная, оплачиваем и паркуем машину.
Дорога до Нордкаппа (2004 г.) Дорога до Нордкаппа (2004 г.) Дорога до Нордкаппа (2004 г.)

В процессе подготовки к этой поездке я много раз читал описания, смотрел фотографии. Но один раз увидеть – действительно лучше. Я оставляю Сергея с Ритой закрывать машину – ведь они тут уже были и им не так интересно, а сам несусь сквозь здание музея на террасу. Как можно описать мои эмоции? Это было выше уровня понимания – это было осознание того, что цель, к которой я шел с начала года, не смотря на все преграды была достигнута. Передо мной открывался шикарный вид на океан, над которым неспеша плыли облака. А ведь океан я видел впервые в жизни. За год до этого я был на Соловецких островах. Там на Секирной горе открывается вид на бескрайнее Белое море. Но осознание того, что перед тобой океан удаляло горизонт практически до северного полюса. Хотелось всмотреться вдаль и увидеть, что земля закругляется. Итак, я на краю света!

В детстве я часто спрашивал родителей, что находится на краю света. Мне отвечали, что там находится обрыв, за которым ничего нет. Так оно и оказалось – терраса находится на высоте 307 метров над морем, а сразу за ограждением – обрыв. Был бы я помладше, я бы сел на краешек и свесил ножки. А так я просто перегнулся через ограждение и смотрел вниз.

Тем временем подошли Сергей с Ритой, мы все сфотографировались у глобуса – символа этого прекрасного места. После этого мы пошли гулять по острову. Сначала мы вернулись в музей. В нем много прекрасного – это и вырубленный в скале ресторан, где положено выпить шампанского, а в полночь, когда светит солнце под музыку Грига открываются ставни и низкое солнце светит прямо в ресторан, и капелла, где всегда тихо и можно отдохнуть и музей сиамского (тайваньского) короля, который посетил этот остров в 1907 году. В куполе есть номер для новобрачных, но самое главное – это видеозал, где на 5 огромных экранах показывают 20-минутный фильм об острове. Съемки такие, что дух захватывает!

Посмотрев фильм, мы зашли в сувенирный магазин. Я там купил подарки друзьям и плюшевого тупика – забавную птицу, экстравагантного представителя местной фауны. Рядом с магазином есть почта, с которой можно отправить письмо с самого северного почтового отделения планеты.
Прямо перед центральным входом в музей в 1873 году королем Оскаром II был воздвигнут монумент. Сейчас вокруг него сделана специальная площадка, на которой можно по согласованию с местной администрацией сделать почетный круг – символ завершения пути. Мы его делать не стали, т.к. наш путь, я надеюсь, не завершится еще очень долго, ведь еще столько всего надо в этой жизни увидеть.
Восточнее музея находятся две скульптурные группы: “дети земли” (“children of the Earth”) заложенный на Нордкапе в 1989 году семью юными талантливыми детьми с разных частей света и символизирующий дружбу, сотрудничество, счастье и надежду. В этом же ансамбле находится прекрасная скульптура “мама и ребенок” (mother and child). Вряд ли можно было бы найти более подходящий способ выразить детскую мечту увидеть край света. Все дети спрашивают у своих родителей, где же находится этот край света и только этому мальчишке повезло – он показывает на океан, смотрит на маму и спрашивает: “мама, а это – край света?”.
Нордкапп 2004 г. Нордкапп 2004 г. Нордкапп 2004 г. Нордкапп 2004 г. Нордкапп 2004 г.

Солнце идет к закату, время к вечеру, и мы, сделав еще много снимков стартуем назад, в сторону нашего коттеджа. Я не очень верю в приметы, но в дальней части плато я подошел к краю и бросил монетку – сюда надо обязательно вернуться.
До развилки с E6 мы движемся все по той же дороге. Еще на самом острове мы встретили все ту же русскую машину, которую видели в Альте – они тоже ехали на Нордкапп. По пути я попросил остановиться, чтобы взять несколько камней на дачу и набрать бутылку морской воды. На берегу лежал большой плоский камень, я подумал, что он мог бы великолепно смотреться на даче перед крыльцом, но брать его не стал. Наверно все же зря, но, может быть, еще будет такая возможность.
В Ruseness мы повернули налево и поехали на юг. Сил смотреть по сторонам уже не было, хотя одно место привлекло – в долине между гор дорога проходит прямо по территории базы НАТО. Можно видеть что и как вокруг, но останавливаться и фотографировать нельзя.

Проехав 230 км от Нордкаппа у нас на пути встретился город с замечательным названием – Карасёк. Здесь мы остановились на заправке Shell, чтобы перекусить. Не смотря на то, что это маленький город, здесь пересекаются две важные дороги – 92 и E6. E6 в этом городе делает изгиб и уходит обратно на север. Через 260 км она прибудет в Киркинесс, где начнется E105 – трасса, которая проходит от Киркинесса через Мурманск, Санкт-Петербург, Псков, Витебск, Гомель и Киев до самой Одессы.
92-я дорога менее грандиозна – с одной стороны она берет начало от развилки 92 и 93 трасс, которую мы уже проезжали, а с другой стороны она идет до границы с Финляндией, где получает номер 4 и проходя через всю Финляндию заканчивается в столице этого государства. Но нам надо обратно к 93-й дороге. Мы проезжаем мимо рек и озер и наконец видим с другой стороны реки нужную нам дорогу. Через несколько минут, минуя мост мы поворачиваем налево и держим курс в сторону границы. Граница как всегда проходится без снижения скорости, так что ближайшая остановка на уже известной нам заправке в Финляндии. Поездка от этой заправки до Нордкаппа и обратно (850 км) обошлась в 59 литров дизельного топлива. Время уже шло к полуночи, а оставалось ехать 130 км. Хорошо, что полярный день не давал возможности думать о том, что уже ночь. Да и оленей на трассе меньше не стало, что доставляло некоторые неудобства. Уже перед самым поворотом Сергею в голову пришла идея срезать по грунтовой дороге. На карте эта дорога действительно существовала, хотя в моем GPS она не соединялась с нужной нам. В результате покатавшись по пыльной проселочной дороге мы вернулись обратно на трассу и доехали до нашего коттеджа как и собирались.

Позади остались 1100 км. пути и великое множество впечатлений. Сергей пошел спать, а я еще до 4 утра перекидывал между нашими ноутбуками фотографии.
Нордкапп 2004 г. Нордкапп 2004 г. Нордкапп 2004 г. Дорога до Нордкаппа (2004 г.)

День четвертый, 24 июля 2004 г.

Несмотря на то, что вставать не хотелось, я проснулся в 11 утра. Сергей с Ритой проснулись раньше меня, но они и спать легли раньше. Больше пугало другое – если они едут в сторону дома относительно неспешно и у них задача проехать как можно больше, то у меня вопрос стоит совсем по-другому – надо ехать домой. А спать очень даже хотелось.
Как обычно – завтрак не очень плотный и начинаем собираться. Пакуем вещи, идем расплачиваться с хозяином коттеджа – Сергей с ним еще договорился приехать сюда следующей зимой. У меня еще оставались кое-какие продукты в дорогу (для того, чтобы не терять времени на фаст-фуд я беру с собой нарезку, хлеб и прочую еду, которую можно оперативно употребить, по возможности не снижая скорость), но тем не менее, заезжаем еще раз в супермаркет. Заправляться на заправке я не стал – смысла не было, запаса хода еще хватало, чтобы проехать достаточно солидное расстояние.
Старт дан и мы едем на юг. Следующая остановка – финский Pello, где Сергей опять заходит в магазин. Видимо у него в планах стоит скупить всю финскую морошку. Пока мы ехали, я заметил, что у Вольвы не горит задний правый габарит. Поэтому на стоянке у супермаркета в нее была внедрена первая русская запчасть – лампочка на 5W.

Дальше наши пути расходятся – Сергею на юг, но уже по территории Швеции, а мне на запад по 83-й дороге в сторону Рованиеми. Однако я все же проезжаю границу с Швецией, чтобы машинка таки там побывала. Мы переезжаем речку Torne, оказываясь в том же Pello, только уже шведском, находим справа от дороги государственный флаг и делаем последнее фото на память. Прощаемся, желаем друг другу счастливого пути и выезжаем со стоянки: Сергей направо, а я налево. Через мгновение зеленая Вольва пропадает из зеркала заднего вида, а я уже снова в Финляндии. Мой путь лежит по 83-й дороге. На часах 14:20.

Хочу заметить, что к этому моменту я уже устал от ограничений, которые финны сами не соблюдают. А с учетом того, что чем менее значительна дорога, тем меньше вероятность на ней в принципе кого-то встретить, не то, что полицию или радары, то я спокойно еду 120. Такую скорость я держал до наступления сумерек вне населенных пунктов.

Через 80 километров я сворачиваю направо на 79-ю дорогу. Вчера мы уже по ней ездили, но совершенно в другой ее части. Не смотря на близость номеров дорог, разница значительная – сказывается приближение к крупному, по меркам страны, населенному пункту. Через несколько километров я пересекаю полярный круг. Здесь стоянки на дороге нет – есть поворот к оборудованному месту отдыха. Но для меня уже впечатлений достаточно, так что я еду прямо.
Рованиеми я проезжаю так же без остановки – успеваю только на ходу сфотографировать мост в центре города. Дальше мне предстояло проехать почти 300 км. по 78-й дороге. Дорога сама по себе приятная, никого нет, изредка встречаются населенные пункты и встречные машины. В какой-то момент я пересек 20-е шоссе, которое всеми дорожными знаками призывало продолжить движение в сторону Oulu, затем проехал место, где сходятся 4 шоссе номером больше 800. В какой-то момент, после поворота налево, дорога имела сразу три номера. Как только я повернул, в зеркале заднего вида я увидел заправку Neste. Я решил развернуться и заправиться – что ждало меня в пути дальше, я не знал, а места не могли похвастаться изобилием заправок. Заправился, проехал место с приятным названием Puolanka и свернул направо, опять на 78-ю дорогу. На этом отрезке меня ждало два интересных момента. Сначала я увидел валяющийся в канаве перевертыш какого-то спортивного купе, около которого находилось несколько человек. Я остановился спросить, не надо ли чем помочь, но уже после остановки я понял, что эти останки тут уже как минимум ночевали и помощь моя точно не требуется. После таких впечатлений захотелось сделать остановку, что я и сделал на первой же оборудованной стоянке.

Тут меня ждал неприятный сюрприз – я почувствовал запах бензина. Беглый осмотр показал, что подтекает топливный фильтр. А это у машины уже второй раз, видимо это какая-то фича. Зато я уже знал, что это досадно, но не смертельно – на стоящей машине вытекает только бензин, который находится ниже середины фильтра, а на ходу все сдувает встречный поток воздуха. Конечно, это немного влияет на расход, но ремонтировать это будет однозначно проще дома. Поэтому я продолжил свой путь, просто имея в виду этот момент.

В городке Paltamo я обнаружил стоянку с полутора десятками Жуков-Kafer-ов, которые были в весьма приличном состоянии. Видимо здесь есть поклонники этой культовой машины.
И вот развилка с 22-й дорогой. Она уже привычно предлагает повернуть направо в Oulu, но мне надо налево. С этого момента уже могли начаться приключения. Дело в том, что показания карт, которыми я пользовался – Autoroute 2002 и картой для Garmina в этом месте несколько расходились. При этом не соглашались они как и в плане нумерации дорог, так и в плане навигации по ним. Мне нужно было попасть на 901-ю дорогу. Ориентиром была деревня Kontiomaki. Трудность заключалась в том, что 22-я дорога выходила к 5-й магистрали южнее нужного мне поворота, а была еще маленькая соединительная дорога севернее. Дополнительным ориентиром служили железные дороги, которые мне тоже предстояло пересекать. Поэтому остановившись перед первой развилкой я открыл ноут и дальше ехал, консультируясь с обеими картами.
Итак, я выехал на 5-ку. Как она отличается от себя же в южной части Финляндии – обычная дорога, ничем не отличающаяся от той, с которой я свернул. Вот я два раза пересек железную дорогу (кстати, в разных плоскостях, даже тут построены эстакады). И вот поворот на Kontiomaki. Только вот дорога имеет 4-значный номер, который нигде не встречался мне до этого момента. Тем не менее, я сворачиваю на нее. Еще пару раз останавливаюсь, смотрю на карту, где ничего похожего на то, что я вижу не находится, поэтому еду дальше через деревню по внутренним убеждениям, которые меня как всегда не подводят и после выезда из деревни дорога приобретает желанный номер. Дальше я еду по ней 35 км. до еще одного лыжного курорта – Vuokatti, где я сворачиваю на 18-ю дорогу. Наконец-то знаки зовут меня вперед – в Joensuu.
Тем временем, я уже проехал 700 км от коттеджа, а время идет к вечеру. Да и полярного дня тут уже нет, поэтому я начинаю думать, что делать дальше.

В связи с этим хочу сделать небольшое отступление. В мае этого года моя бабушка ездила в Йоэнсуу на могилу крестного. Они останавливались в пансионате, открытку с рекламой которого она привезла мне. Я позвонил домой и попросил Юлю прислать мне координаты этого пансионата – еще было не поздно туда позвонить, зарезервировать номер. Получив координаты я посмотрел на карте где это, потом посмотрел на расстояние до дома и принял решение ехать дальше. С одной стороны, конечно хотелось побывать на могиле батюшки, но, с другой стороны, уже очень хотелось домой. Поэтому дав себе обещание обязательно туда заехать в будущем я поехал дальше. Уже начало смеркаться (т.е. было около 10 вечера), когда я прибыл в Йоэнсуу. Уже и речи не было о том, чтобы искать городское кладбище, поэтому я просто проехал через город в направлении 6-й дороги. Именно эта дорога идет вдоль границы с Россией. Сразу на выезде из Йоэнсуу начались радары. Как давно я их не видел и как я не был рад их увидеть. Почему-то именно необходимость высматривать радары меня выводит из равновесия. Поэтому я нашел стоянку и остановился там, чтобы вздремнуть. Вздремнуть как следует не получилось – мешал шум с шоссе и запах бензина из капающего фильтра. Поэтому переждав сумерки я поехал дальше. Тем не менее, спать очень хотелось, поэтому я еще раз останавливался на час и в этот раз отдохнул уже получше.

Вот я проехал поворот на Вяртсилю, как раз здесь можно встретить машины с 10-м регионом на номере, но мне дальше, прямо. Как я ни хотел дотянуть на том бензине, что у меня был до Выборга, но с учетом капающего фильтра было страшно остаться вообще без топлива, так что я нашел заправку и заправился на 10 евро. Этого уже хватить должно было с запасом. Через час монотонной езды я наконец увидел знакомый пейзаж – Вуокса и Иматра. Справа был забавный маленький мостик, по которому мы две недели назад ездили, слева был пограничный пункт, который уже не работал – уже полчаса назад наступило 25 июля. Поэтому мне предстояло сделать крюк и прокатиться до Лапеенранты, до того места, где я въехал в Финляндию. Где-то через час я уже был там. Наконец-то какое-то разнообразие – прохождение таможни.
С финскими пограничниками проблем не было – на вопрос, где я был, я ответил то же, что и на въезде – в Oulu. И ведь не соврал, мимо я проезжал. Затем был заезд в Duty Free, купить любимых Юлиных конфет, после чего я поехал к нашей границе.
У нас как всегда – ночью работать не интересно, поэтому передо мной задержали микроавтобус, который с интересом досматривали. У меня на прохождение границы ушло около получаса, с учетом того, что там было 4 машины. В 3.40 я наконец прошел все формальности, сдал бегунок на последнем КПП и вот она – первая яма! Как я в нее влетел. Я уже и забыл, что надо следить за качеством покрытия. Это меня пробудило от монотонной спячки, так что дальше я поехал значительно бодрее.

Как всегда – привычная заправка у вокзала, курс на выезд из Выборга и передо мной уже трасса “Скандинавия”. Час езды по ней в привычном ритме проходит незаметно, и только на посту в Ольгино меня останавливают. В такой ранний час я был единственной машиной, а вид у меня был уже не свежий. Вот блин – мне бы доехать как можно быстрее до дома и спать, так ведь нет, дергают гады.
- Откуда едете?
- Из Норвегии.
- Что, прямо оттуда?
- Да, блин, прямо оттуда – еще чуть больше суток назад я был в Норвегии.
- И что, один ездил?
- Да, в багажнике никого не прячу.
- Ну и как там, в Норвегии?
- Там хорошо. Давайте мне документы и я поеду домой, болтать мне с вами тут не хочется, скорее спать надо.
Инспектор обиделся, но документы отдал.

В 5.50 вваливаюсь на стоянку, паркую машину. Ничего из нее не беру, кроме пакета из Норвегии – сумка с документами на поясе, ключи от дома там, а остальное выгружу завтра. Через 10 минут покачиваясь в полубессознательном состоянии вхожу в квартиру.

Юлляс, лето 2004 Юлляс, лето 2004 Рованиеми
Путешествие закончилось!

Карта путешествия в планетарном масштабе:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>