Тест-драйв Land Rover Discovery 4, часть 2

Эта часть отчета готовилась очень долго. После публикации первой части, где я придирался к обустройству и эргономике салона, мне пришлось выслушать много вполне заслуженной критики в свой адрес. Действительно, может быть, зря я так, ведь не салоном одним должен быть этот автомобиль ценен. Ведь кроме всего прочего, это еще и рамный внедорожник с пневматической подвеской, понижающим рядом и дизельным двигателем. Кожаный салон есть – значит, в грязь лезть можно. Более того, если бы я собрался написать обзор Форестера, результат был бы еще более ужасающий. Поэтому я решил немного подождать и детально посмотреть на другие автомобили. Забегая вперед, могу отметить, что подождал я не зря.
Для проверки внедорожных свойств мы прокатились по дорогам Р33 и Н60 Ленинградской области. Учитывая пробки на Приозерском шоссе, отмечу, что эти дороги могли бы взять на себя часть нагрузки, если бы были хотя бы в минимально приличном состоянии.
Land Rover Discovery 4

Существенным отличием от всех внедорожников, с которыми мне приходилось встречаться, стала новая парадигма управления полным приводом. Обычно в распоряжении водителя могут оказаться ручки или кнопки подключения полного привода, переключения понижающего ряда и, если повезет, блокировок дифференциалов. Задача водителя – выбрать нужный режим и заранее его включить. В Discovery присутствует система управления полным приводом под названием Terrain Response. Водитель может лишь подсказывать автомобилю, в каких условиях он находится, а система управления полным приводом должна сделать все остальное. Для этого предлагается огромный выбор режимов работы автоматической трансмиссии. Крутилкой можно выбрать один из режимов: Обычная дорога, Скользкая дорога, Колея, Песок и Камни. Нижний ряд кнопок позволяет управлять дорожным просветом, рядом трансмиссии и включать режим помощи при спуске. Внимательный читатель может заметить пиктограмму “Не курить” в отделении рядом с этими органами управления.

Самый главный недостаток Дискавери – это его вес. Масса без нагрузки 2768 килограмм – это много. Это чувствуется во всём: и при разгоне, и при торможении, и на бездорожье. Да и разрешенная максимальная масса 3240 килограмм не позволяет буксировать легковой прицеп без категории C.
Разгон на обгоне – в этой дисциплине Дискавери с этим двигателем не силён. Сначала я думал, что это всё – обманчивое ощущение по причине хорошей звукоизоляции (реально хорошей). Возвращаясь из Зеленогорска по Приморскому шоссе, Ленд Ровер чувствовал себя на этой дороге как дома. Там машин из этой ценовой категории намного больше, чем дешевых машин. Дорога там извилистая, разрешенных мест для обгона очень мало. На одном из прямых участков с прерывистой полосой едущая впереди газель привычно принимает правее, давая возможность обогнать, а не тут-то было. Педаль в пол, а результата мало. Конечно, передача переключилась вниз, двигатель загудел и начал набирать обороты, но тут же и прекратил. Наиболее заметный разгон получается в диапазоне от 3000 до 4000 оборотов. Только вот дальше дизельный двигатель раскручивать нельзя, а с 2000 до 3000 разгона практически нет. В результате было очень стыдно перед водителем газели. Для того чтобы обогнать, не нарушив разметку, пришлось перестроиться назад прямо перед ним. О том, чтобы красиво и динамично его обогнать, речи не шло.

Упомянув о шумоизоляции, не могу не отметить, что вот здесь мне придраться не к чему. Конечно, при желании найти можно, но ни в одной из машин, которые мне до этого попадали в руки, так хорошо не было. Если динамика двигателя мне не понравилась, то вот звуки из двигателя доносятся благородные. В этом плане сразу понимаешь, за что отдавались деньги. Конечно, все новые дизельные моторы, что мне доводилось слушать, были на легковых машинах, а машины этого класса, как правило, уже были в возрасте, но тем не менее, звуки и их отсутствие мне понравились.

Проверку на проходимость мы проводили со [info]Стасом, обладателем наиболее близкой по классу и свойствам машины. Но у его Джипа масса без нагрузки 2310 килограмм – почти на полтонны меньше, а двигатель имеет объем на 300 кубических сантиметров больше, что дает крутящий момент 510 нм (против 440 у Дискавери). У Джипа, кстати, с обгонами проблем нет.

Сразу скажу, у нас не было задачи посадить Дискавери глубоко в болото или долго и мучительно преодолевать какие-то безумные препятствия. Причин этому было две: во-первых, для моих задач достаточно просто хорошей проходимости по тем направлениям, которые у нас называются грунтовыми дорогами, а во-вторых, мы не нашли у этого внедорожника буксировочной проушины спереди. Как его предполагается вытаскивать, я так и не понял.
Неделей позже Стас проехал на своем Джипе по нашему маршруту, а я еще почти два месяца после завершения тест-драйва испытывал и свой Форестер на различных лесных участках. Чуть ранее мне удалось поиздеваться над Уазиком, но это автомобиль другого класса, у него основное достоинство в том, что его не жалко.

Чем же порадует нас Дискавери, может быть, все его качества раскроются, если съехать с дороги на грунт?
Land Rover Discovery 4

Система помощи при спуске – штука, конечно, забавная, но для человека, умеющего спускаться по бездорожью на машинах с маленьким дорожным просветом и механической коробкой переключения передач, бесполезная, на мой взгляд. Она по своему усмотрению снижает мощность двигателя и притормаживает колодками, не давая автомобилю набрать скорость больше определенного предела.
Месяцем позже после тест-драйва я неожиданно понял, зачем эта функция на самом деле нужна. Если меня привычка ездить на машинах с маленьким просветом, большими свесами и дорогим пластиком заставляет делать все правильно и мне вмешательство в управление кажется странным, то в неопытных женских руках на бездорожье излишняя скорость и несвоевременное нажатие на педаль тормоза приложили Форестер днищем о кочку. Я сидел в этот момент на пассажирском сиденье и сразу вспомнил Дискавери, который нажимал за меня педаль тормоза заранее, в том числе и чтобы избежать подобных неприятностей.

Управление режимами полного привода происходит исключительно с органов управления. В этот момент на экране мультимедийной системы отображается состояние трансмиссии и положение колес, однако включить принудительно блокировку дифференциала с помощью нажатия на пиктограмму на экране не удастся, хотя мне это кажется весьма интуитивным действием.
Land Rover Discovery 4

При проезде бродов камеры, установленные на передней части бампера, окажутся под водой и могут быть использованы в качестве эхолота для отслеживания камней и косяков рыб (английская шутка).

Испытание в песочнице Дискавери (однако замечу: на колесах, установленных на него на заводе) провалил. В режиме “песок” автомобиль бездумно снижает мощность двигателя с целью не допустить проскальзывания колес. Как результат, автомобиль просто глохнет в определенный момент. Поскольку в реальной ситуации может оказаться так, что ехать всё равно надо, пробуем остальные режимы. В режимах “Колея” и “Скользкая дорога” автомобиль грызет тормозные колодки, но все равно не едет, а в остальных режимах, с энтузиазмом перекидывая момент с колеса на колесо, зарывается вглубь.

И если забраться в горку оказалось трудной задачей даже для Джипа на вседорожных колесах,
Land Rover Discovery 4
то передвижение просто по песку было для Джипа простым делом. Дискавери же умудрялся либо заглохнуть, либо закопаться в любом месте. Более того, несмотря на все электронные ухищрения, задние колеса закапывались охотнее передних, поэтому, потеряв запас скорости, я не имел никаких шансов прорваться вперед.
При этом умение закапываться не зависело от прокладки между рулём и сиденьем. Когда Стасу надоело смотреть на мои попытки движения в песочнице, он сел за руль, а результат не изменился. Разве что удалось еще пару раз заглохнуть при попытках въехать в горку и закопаться при езде по горизонтальной поверхности.

К слову, для Форестера на родных колесах песочницы вообще не заметны, но в первую очередь это связано с заметно меньшей массой.
Land Rover Discovery 4

Без ответа у меня остался вопрос: какой режим движения нужно выставлять, когда Discovery используется для вытаскивания другого застрявшего автомобиля.

А вот движение по грунтовым дорогам доставляет удовольствие и вызывает зависть у водителей обгоняемых машин. Пневмоподвеска глотает все неровности дороги, но при этом имеет некоторую склонность к раскачке и на противоходе пробивается на, казалось бы, очень простых ямах. А каждый раз, когда пробивается до ограничителя пневмоподвеска, в голове непроизвольно срабатывает счётчик: рано или поздно эту подвеску придется ремонтировать.
При использовании пневмоподвески есть один момент. При езде по совсем убитой дороге с большой колеей естественным желанием является увеличить дорожный просвет до максимального значения. По завершению этого участка, с увеличением скорости до 45 км/ч, кузов опускается. А вот при появлении следующего плохого участка поднимать его надо вручную. Поэтому для езды по таким дорогам к водителю иногда должен прилагаться механик: чтобы вовремя поднимать кузов над неровностями трассы. К сожалению, электроника зачастую запаздывает с принятием этого решения и можно зацепиться днищем о неровности дороги.

А вот покушать после покатушек – очень удобно. С закрытой верхней створкой и шторкой багажника комары в салон попадать не будут.
Land Rover Discovery 4

К вопросу о необходимости брызговиков. Любая грязь с колес остается на кузове.
Land Rover Discovery 4

Из автоцентра “Автобиография” мне прислали приглашение на Land Rover Day 2012 (За что им огромное спасибо). На этом мероприятии помимо фуршета еще можно было на специальной площадке проверить внедорожные качества автомобиля под руководством опытного инструктора. Мне очень хотелось попасть на это мероприятие, и я попал бы, если бы не одно “но”. В приглашении помимо всего прочего был указан Dress Code – Smart Casual. На моей памяти это было первое автомобильное мероприятие, на котором требовался конкретный дресс-код. Так уж получилось, что в этот же день у меня по плану было еще одно мероприятие, которое для меня было куда важнее – ВелоДрайв CUP 2012. На обратном пути из Зеленогорска я как раз успевал и на Land Rover Day, но увы – велосипедные соревнования никак не совместимы по дресскоду с требуемым smart casual.

Подводя итоги, хочу отметить, что Land Rover Discovery – это всё же статусный автомобиль. Я не могу сказать, что мне очень понравилось ездить на нём по асфальту – высокий центр тяжести и слабый двигатель делают такие поездки менее комфортными. На грунтовой дороге, конечно, пневматическая подвеска выше похвал. Но это достоинство статусного автомобиля является недостатком практичного автомобиля: при, казалось бы, комфортной езде по бездорожью ресурс пневмоподвески рано или поздно закончится, а её ремонт стоит весьма заметных денег. Поведение подвески зимой тоже вызывает вопросы.
Можно ли на нём лезть в грязь, ведь одно из декларируемых преимуществ Дискавери – его проходимость, тоже неясно. Понятно, что на эталонном бездорожье автомобиль показывает чудеса проходимости при максимальных кренах и вывешенных колесах. Но ведь именно на этих тестовых заданиях инженеры и тестировали систему Terrain Response, а в жизни задачи бывают разнообразные.
В статусный автомобиль с его дорогой отделкой грязными сапогами не залезешь, а для внедорожника повышенной проходимости у него весьма большая масса и не самые понятные характеристики проходимости. Скорее всего, Дискавери – это компромисс между внедорожностью и ходовыми качествами на асфальте с некоторым ущербом по обоим параметрам. Ну и управление им больше напоминает компьютерную игру, где нужно лишь нажимать на нужные кнопки, а на легких уровнях сложности программа сама вмешивается в управление. Только вот делает она это уж слишком нагло и бесцеремонно. Скорее всего, в случае наличия в Discovery функции полностью ручного управления полным приводом, возможности автомобиля были бы заметно большими. А так, как мне кажется, его потенциал не реализован полностью.
Конечно, для большинства водителей, которые в состоянии позволить себе этот автомобиль, скорее всего, его будет достаточно. Но мы все помним, чем отличается компромисс от консенсуса. И для такого компромисса у него весьма высокая цена.

Land Rover Discovery 4

Езда в наших реалиях по убитому асфальту, разбитым переездам и трамвайным путям, а так же лежачим полицейским, – вот где Дискавери нет равных. Но всё это очень напоминает один анекдот:

Маленький верблюд спрашивает своего папу: “Папа, почему у нас такие копыта?”
— Понимаешь, сынок, мы ходим по пустыне, по песку, в жару и ветер, несем груз. Мы корабли пустыни, и, чтобы не проваливаться в песок, когда идешь по пустыне, нам просто необходимы такие копыта.
— А почему у нас два горба?
— Понимаешь, мы корабли пустыни, мы много дней идем по жаре, в одном горбе наша еда, а в другом вода, нам это необходимо, чтобы выжить.
— А почему губы такие толстые?
— Чтобы есть колючку, которая только и растет в пустыне…
Малыш подумал-подумал и говорит:
— Папа, ну зачем нам эти навороты в зоопарке?

Land Rover Discovery 4

Было бы невежливым закончить этот рассказ, не сказав спасибо российскому представительству Jaguar Land Rover и автосалону “Автобиография”, предоставившим мне автомобиль для длительного тест-драйва. Всё-таки такие автомобили в рамках поездки с менеджером вокруг автосалона понять невозможно. Да и мне, скорее всего, не хватило и недели, чтобы проникнуться духом этого автомобиля. Жаль, что не удалось на нем совершить задуманное путешествие в Архангельскую область, но это уже будет другая история.

Запись опубликована в рубрике Auto с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку. Поделиться:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>