Про школу и учителей из Таджикистана

Наш новый министр образования и науки Дмитрий Ливанов 29 августа 2012 года сообщил на заседании правительства России что дефицит учителей в российских школах составляет более 17 тысяч человек. При этом он добавил, что дефицит учителей существенно сократился по сравнению с предыдущими годами. Не знаю, как они там считают этот самый дефицит, но у меня впечатления совсем противоположные. Если посмотреть на младшие классы, то в школе, где я начинал учиться сейчас не хватает как минимум двух учителей. За исключением школ, которые в своем районе считаются приличными (я в разумной дальности от своего дома таких не знаю), у кого ни спроси – везде нехватка учителей младших классов.

Более того, проблемы с учителями никак не связаны с уровнем оснащения школы, в построенной пару лет назад школе в новом районе учителей тоже не хватает и ищут их до сих пор, судя по открытой вакансии на сайтах поиска работы. Я заглянул на сайт Росстата в раздел демография. Как нам и говорят из телевизора, прирост рождаемости у нас идет каждый год. А ведь это и есть первая причина нехватки учителей. В современной школе младшие классы учатся не три, а четыре года и все эти годы в идеальном случае их обучает один и тот же учитель. Как только проходит четыре года, детей выпускают в свободное плавание, а учитель набирает новый первый класс и учит его четыре года. Даже если и брать в расчет только городское население (увы, я не очень хорошо знаю что происходит в сельских школах), получается интересный результат. Для простоты расчетов считаем, что в одном классе – 30 человек, миграцию населения между сельскими районами и городами и эмигрантов не учитываем (хотя есть подозрение, что это делает ситуацию еще более ужасной), а детскую смертность считаем отсутствующей. Еще для простоты вычислений позволю себе считать что контрольной датой для принятия в 1 класс является 1 января, а не 1 марта – сейчас в школу принимают тех, кому на 1 сентября от 6.5 до 7.5 лет.

год пойдут в школу родились Первых классов новых классов
2000 2007 886908 29564
2001 2008 928642 30955
2002 2009 998056 33269
2003 2010 1050565 35019
2004 2011 1074247 35808 6244
2005 2012 1036870 34562 3607
2006 2013 1044540 34818 1549
2007 2014 1120741 37358 2339
2008 2015 1194820 39827 4019
2009 2016 1237615 41254 6692
2010 2017 1263893 42130 7312

Что получается? В этом году государство должно было образовать еще более трёх с половиной тысяч новых первых классов. При формальном отсутствии второй смены в школах и большом количестве дополнительных нагрузок на учителей, получается что и новых учителей надо принять на работу в таком же количестве. При этом нельзя не признать, что в относительных цифрах потребность в учителях действительно уменьшилась и будет уменьшаться еще пару лет, но это не заслуга чиновников, а демографический факт.
На момент написания этого текста, согласно Википедии, в Санкт-Петербурге имелось 697 общеобразовательных учреждений, из них 609 школ. Согласно Яндексу для учителей начальных классов сейчас имеется 115 предложений работы, при этом данных о вакансиях в моей бывшей школе ни на одном портале поиска работы я найти не смог.

Кем же заполнить возникающую брешь в системе образования? Очевидно, что когда местное население не желает выполнять какую-то работу, её рано или поздно начнут выполнять гости из других стран. Будут это легальные или нелегальные мигранты зависит от многих факторов, но некоторые профессии уже чётко в нашей стране ассоциируются именно с трудом гостей из Азии. Будет ли так со школой? К сожалению, если ситуация не изменится, то будет. Вопрос только – когда?

Как мне подсказал коллега, у Таджикистана нет своей Высшей аттестационной комиссии, в этой стране все подобные функции выполняет ВАК Российской Федерации. А это значит, что все документы Таджикистана о присуждении ученых степеней в нашей стране не требуют какого-либо подтверждения или нострификации. Судя по косвенным признакам процесс уже вовсю идет. Хорошо это или плохо – покажет время. С учителями труда и физкультуры я вообще не вижу никаких проблем, если они будут говорить по русски. Крепкий и спортивный учитель физкультуры, пусть и с характерным “загаром” явно не будет хуже дедушки-пенсионера, который кроме как в дуть свисток никаких спортивных упражнений выполнять не может. Для наилучших результатов учитель обязан вызывать уважение у учеников и личным примером показывать что он требует от учеников. С учителем труда чуть сложнее, у меня есть опыт общения с этими гражданами именно в области трудовых достижений и результат меня не очень порадовал, но в конце концов: если русская часть населения не хочет работать руками, то кому еще учить детей труду?
Если посмотреть на список ВУЗов Таджикистана, то можно найти там Таджикский национальный унивеситет и два педагогических ВУЗа: Таджикский государственный педагогический университет в Душанбе и Таджикский государственный педагогический институт в Панджакенте. Про последнее заведение отрытых данных немного, а вот количество студентов в первых двух известно: 18000 в ТНУ и 8000 будущих педагогов в Таджикский государственный педагогический университет. Это заметно меньше количества студентов в СПбГУ и РГПУ, но какой процент российских студентов с квалификацией “преподаватель” в дипломе пойдет работать в школу? По всему выходит, что времена дворников с высшим образованием заканчиваются и мы стоим на пороге момента, когда не только разнорабочие вакансии будут заниматься приезжими, но и рабочие места, требующие некоторой квалификации. Один шаг вперед уже сделан: миграционный прирост в 2009 году полностью компенсировал естественную убыль населения и впервые за последние 15 лет численность населения России увеличилась.

Запись опубликована в рубрике blog с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку. Поделиться:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>