Наш новый министр образования и науки Дмитрий Ливанов 29 августа 2012 года сообщил на заседании правительства России что дефицит учителей в российских школах составляет более 17 тысяч человек. При этом он добавил, что дефицит учителей существенно сократился по сравнению с предыдущими годами. Не знаю, как они там считают этот самый дефицит, но у меня впечатления совсем противоположные. Если посмотреть на младшие классы, то в школе, где я начинал учиться сейчас не хватает как минимум двух учителей. За исключением школ, которые в своем районе считаются приличными (я в разумной дальности от своего дома таких не знаю), у кого ни спроси – везде нехватка учителей младших классов.
Более того, проблемы с учителями никак не связаны с уровнем оснащения школы, в построенной пару лет назад школе в новом районе учителей тоже не хватает и ищут их до сих пор, судя по открытой вакансии на сайтах поиска работы. Я заглянул на сайт Росстата в раздел демография. Как нам и говорят из телевизора, прирост рождаемости у нас идет каждый год. А ведь это и есть первая причина нехватки учителей. В современной школе младшие классы учатся не три, а четыре года и все эти годы в идеальном случае их обучает один и тот же учитель. Как только проходит четыре года, детей выпускают в свободное плавание, а учитель набирает новый первый класс и учит его четыре года. Даже если и брать в расчет только городское население (увы, я не очень хорошо знаю что происходит в сельских школах), получается интересный результат. Для простоты расчетов считаем, что в одном классе – 30 человек, миграцию населения между сельскими районами и городами и эмигрантов не учитываем (хотя есть подозрение, что это делает ситуацию еще более ужасной), а детскую смертность считаем отсутствующей. Еще для простоты вычислений позволю себе считать что контрольной датой для принятия в 1 класс является 1 января, а не 1 марта – сейчас в школу принимают тех, кому на 1 сентября от 6.5 до 7.5 лет.
год | пойдут в школу | родились | Первых классов | новых классов |
2000 | 2007 | 886908 | 29564 | |
2001 | 2008 | 928642 | 30955 | |
2002 | 2009 | 998056 | 33269 | |
2003 | 2010 | 1050565 | 35019 | |
2004 | 2011 | 1074247 | 35808 | 6244 |
2005 | 2012 | 1036870 | 34562 | 3607 |
2006 | 2013 | 1044540 | 34818 | 1549 |
2007 | 2014 | 1120741 | 37358 | 2339 |
2008 | 2015 | 1194820 | 39827 | 4019 |
2009 | 2016 | 1237615 | 41254 | 6692 |
2010 | 2017 | 1263893 | 42130 | 7312 |
Что получается? В этом году государство должно было образовать еще более трёх с половиной тысяч новых первых классов. При формальном отсутствии второй смены в школах и большом количестве дополнительных нагрузок на учителей, получается что и новых учителей надо принять на работу в таком же количестве. При этом нельзя не признать, что в относительных цифрах потребность в учителях действительно уменьшилась и будет уменьшаться еще пару лет, но это не заслуга чиновников, а демографический факт.
На момент написания этого текста, согласно Википедии, в Санкт-Петербурге имелось 697 общеобразовательных учреждений, из них 609 школ. Согласно Яндексу для учителей начальных классов сейчас имеется 115 предложений работы, при этом данных о вакансиях в моей бывшей школе ни на одном портале поиска работы я найти не смог.
Кем же заполнить возникающую брешь в системе образования? Очевидно, что когда местное население не желает выполнять какую-то работу, её рано или поздно начнут выполнять гости из других стран. Будут это легальные или нелегальные мигранты зависит от многих факторов, но некоторые профессии уже чётко в нашей стране ассоциируются именно с трудом гостей из Азии. Будет ли так со школой? К сожалению, если ситуация не изменится, то будет. Вопрос только – когда?
Как мне подсказал коллега, у Таджикистана нет своей Высшей аттестационной комиссии, в этой стране все подобные функции выполняет ВАК Российской Федерации. А это значит, что все документы Таджикистана о присуждении ученых степеней в нашей стране не требуют какого-либо подтверждения или нострификации. Судя по косвенным признакам процесс уже вовсю идет. Хорошо это или плохо – покажет время. С учителями труда и физкультуры я вообще не вижу никаких проблем, если они будут говорить по русски. Крепкий и спортивный учитель физкультуры, пусть и с характерным “загаром” явно не будет хуже дедушки-пенсионера, который кроме как в дуть свисток никаких спортивных упражнений выполнять не может. Для наилучших результатов учитель обязан вызывать уважение у учеников и личным примером показывать что он требует от учеников. С учителем труда чуть сложнее, у меня есть опыт общения с этими гражданами именно в области трудовых достижений и результат меня не очень порадовал, но в конце концов: если русская часть населения не хочет работать руками, то кому еще учить детей труду?
Если посмотреть на список ВУЗов Таджикистана, то можно найти там Таджикский национальный унивеситет и два педагогических ВУЗа: Таджикский государственный педагогический университет в Душанбе и Таджикский государственный педагогический институт в Панджакенте. Про последнее заведение отрытых данных немного, а вот количество студентов в первых двух известно: 18000 в ТНУ и 8000 будущих педагогов в Таджикский государственный педагогический университет. Это заметно меньше количества студентов в СПбГУ и РГПУ, но какой процент российских студентов с квалификацией “преподаватель” в дипломе пойдет работать в школу? По всему выходит, что времена дворников с высшим образованием заканчиваются и мы стоим на пороге момента, когда не только разнорабочие вакансии будут заниматься приезжими, но и рабочие места, требующие некоторой квалификации. Один шаг вперед уже сделан: миграционный прирост в 2009 году полностью компенсировал естественную убыль населения и впервые за последние 15 лет численность населения России увеличилась.