Финляндия: Савонлинна – Йоэнсуу. 10-11 июня 2006 г.

Вот уже несколько лет идея съездить в Йоэнсуу не покидала меня. Дело в том, что в этом городе жил и был похоронен крестный отец моей бабушки, с которым мне посчастливилось быть знакомым – Erkki Elias Piiroinen. К сожалению, даже в финском Интернете практически нет (или, скорее всего, я просто не смог ее найти из-за незнания финского языка) информации о деятельности этого выдающегося человека, который посвятил всю свою жизнь церкви, начиная в годы второй мировой войны простым служителем и завершил карьеру возглавляя финскую епархию православной церкви.

Последний раз мы общались в 1998 году, незадолго до его смерти и с тех пор мне было безумно жаль, что тогда мне история отношений России и Финляндии были практически не интересны, так что многое из рассказанного мной не было воспринято с должным вниманием. Однако с возрастом пришло понимание, а вместе с тем, почтить память человека, который, как оказалось, сыграл такую судьбу в нашей семье.

В 2004-м году Йоэнсуу посещала моя бабушка, а я там был проездом возвращаясь из Лапландии двумя месяцами позже, но было уже поздно, поэтому я тогда проехал город без остановки, т.к. не знал где и как искать. В этом году цель была четко определена, и я таки нашел карту Йоэнсуу на которой было помечено православное кладбище.

Ситуация осложнялась тем, что накануне выезда компания, в которой я работаю, праздновала свой день рождения. Поэтому раннего выезда не получилось, но в 10 утра мы таки отправились в путь. В качестве походной музыки мы слушали “Точку обмана” Дэна Брауна – в дальних путешествиях аудиокниги очень хорошо воспринимаются.

Маршрут поездки:

Первой задачей значилась проверка дороги до пограничного перехода Светогорск – Иматра в преддверии поездки в Норвегию. Поэтому, традиционно посетив заправку в Выборге (Лукойл на объездной дороге вокруг Выборга все еще не функционировал) мы выехали в сторону Светогорска. Дорога так себе, но вполне проезжаема.

В Светогорске я сделал глупость, постояв на переезде, как и большинство машин, не смотря на то, что мне надо было ехать прямо. Все-таки стадное чувство неистребимо.

Немного постояв на переезде, я сообразил, что в прошлый раз, когда мы из Финляндии два года назад возвращались через этот пункт, железная дорога все время была справа. Так и получилось. Границу прошли на удивление быстро, Иматра для нас интереса не представляла, поэтому мы сразу поехали в сторону Савонлинны.

Маршрут нам был уже знаком – в первый раз в Савонлинну мы ездили зимой. Сначала по 6-й дороге, затем по 14-й. Но, несмотря на это, я пропустил поворот, не смотря на кучу указателей. Пришлось на ближайшем Несте разворачиваться и возвращаться назад.

В Савонлинне традиционно посетили магазины (оказалась неплохая распродажа), а затем отправились в сторону крепости. Понтонный мост, ведущий к крепости уже восстановили (его снес ледокол на следующий день после нашего посещения зимой). А так все остальное осталось, как и прежде.
В крепости Олавинлинна экскурсии начинаются каждый час, предлагаются экскурсии на 5 языках, в том числе и на русском. Посещение крепости стоит 10Е, а самостоятельное передвижение внутри не разрешается. Забегая вперед, скажу, что и цена и меры безопасности выглядят оправданными. В Норвегии музеи еще дороже стоят.
Савонлинна Савонлинна Савонлинна

До экскурсии было немного времени, мы зашли в местные краеведческие музеи. Ничего особенного, но вот стропильная система на втором этаже меня очень заинтересовала – очень интересно сделано. Прогулявшись вокруг, мы подошли к крепости, оплатили вход и, прослушав приглашения экскурсоводов, подошли к той, что пригласила на русском языке. Кроме нас больше русских не было, так что мы с персональным экскурсоводом, молодой девушкой по имени Санна, вошли в крепость. Санна быстро поняла, что нас не интересуют даты и прочие официальные факты – все это было найдено в Интернете еще до поездки. Зато нам было рассказано множество легенд и мифов, связанных с этой крепостью, а так же мы заглянули на свадебное торжество… Благо и церковь и банкетный зал и покои в крепости присутствуют. Вообще-то крепость была построена для защиты от злобных русских, но она так же была и под российской юрисдикцией. Так что переплетение истории двух государств очень даже находят отражение в архитектуре крепости.

Мы забрались по узкой-узкой лестнице на самый верх башни, в женскую часть крепости. По пути Санна нам рассказала, как одна американка, у которой “… была вот такая попа…” (Санна очень бойко говорила по-русски, но с презабавнейшим акцентом) застряла на этой лестнице. Наверху мы познакомились с замечательным сооружением – туалетом свободного, 30-метрового падения.

В довершении всего в одном из уголков крепости мы даже нашли небольшой снежный сугроб.
Савонлинна Савонлинна Савонлинна Савонлинна

Завершив экскурсию, мы погрузились в машину и, помахав еще раз Санне, которая закончила свой рабочий день (наша экскурсия в 17.00 была последней), поехали в сторону Йоэнсуу. По пути перекусили на берегу красивого озера, еще раз порадовавшись за финнов, которые содержат свои стоянки в такой чистоте и вечером уже были в Йоэнсуу.

В Йоэнсуу у меня был забронирован Youth hostel за 40Е – сам хостел полное барахло, грязновато и личности странные водятся. Выбирая место ночлега я в первую очередь хотел проверить на себе перед поездкой в Норвегию каково это жить в хостелах и ночевать на двухэтажных кроватях. А выбирая конкретно этот хостел я польстился на бесплатный WiFi в нем, хотя были и альтернативные варианты в окрестностях города. Однако, на деле оказалось, что Интернет бесплатный, но не работает без USB-брелоков, сдаваемых по 2Е. Брелок я брать отказался, но способ подключиться к Интернету нашел меньше, чем за 10 минут. Мальчик, который совмещал роль портье и уборщика очень на меня косился, но ничего сказать не решился. А в 22.00, уходя домой просто выключил роутер.

Расположившись в хостеле, мы прокатились по городу, нашли парковку перед православным кладбищем, на заправке понаблюдали за съездом местных стритрейсеров.

На следующий день мы покинули хостел (портье продолжал держать выключенным роутер) и поехали к цели нашего путешествия. Найти могилу батюшки оказалось очень просто, на главной аллее метрах в 20 от входа. Постояв и подумав о вечном, я сделал фотографию памятника для своей бабушки, которая уже вряд ли здесь когда-нибудь снова окажется. Мы посмотрели на часовню, которую батюшка сам строил, поглядели на фотографии на стенах часовни и поехали домой.
Йоэнсуу Йоэнсуу

Дальнейшая часть не интересна – изучив расположение радаров, я, следуя за местными жителями, в нескольких местах слегка нарушил скоростной режим, так что дорога до Лаппеэнранты не показалась долгой. Заехав в магазины Лаппеэнранты и отстояв положенные 3 часа на границе мы вернулись в Россию. Еще немного и мы были дома.

Мои фотографии Финляндии: ссылка.