“Чем замечателен поезд: даже, если не знаешь, куда он идет, главное – сесть в него” — слова кондуктора из одноименного мультфильма Роберта Земекиса. Именно в поезде, следующем на полярный круг к Санта-Клаусу, мы и собирались доехать до столицы Лапландии Рованиеми.
Первая попытка посетить Йоулупукки, финского Санта-Клауса, была еще в 2006 году по пути в Норвегию. В тот раз нам не повезло, поэтому что в воскресенье летом у Санты был выходной. Сейчас мы ехали в горнолыжный курорт Рука на неделю и по пути собирались заехать к Йоулупукки еще раз, посетить его новый офис.
Чтобы не тратить много времени мы решили воспользоваться авто-пассажирским поездом из Хельсинки до Рованиеми. Это выглядело вполне удобным вариантом: машину на автомобильную платформу, сами в купе. Вечером погрузились, в полдень уже в Рованиеми свежие и выспавшиеся. Конечно в расписании смущало то, что из Хельсинки поезд отправляется в полночь (а это, благодаря нашему нанопрезиденту, два часа ночи по Москве), но мы решили, что найдем способ провести время до отправления. Билеты были забронированы через интернет, а квитанции распечатаны. Были однако некоторые сомнения по поводу этих распечаток, поскольку на них сверху было написано NOT VALID AS TICKET, но предполагалось решить эти вопросы прямо на вокзале.
Выехав из Петербурга после обеда мы спокойно пересекли границу и доехали до Хельсинки. Сначала у меня была мысль перекусить где-нибудь в Юмбе, но друзья на второй машине поехали сразу до вокзала, поэтому я ограничился лишь покупкой сим-карты saunalahti для доступа в интернет и мы поехали к вокзалу.
Из отчетов предыдущих путешественников на автопоездах было известно, что погрузка в поезд осуществляется на выселках вокзала. Мы приехали туда узнать как и когда производится погрузка автомобиля и тут нам сказали, что касса вокзала, где нам надо получить наши настоящие билеты в обмен на распечатку закрывается через 10 минут. От места погрузки автомобиля на платформу около двух километров, но я успел как раз к моменту, когда в зал с кассами перестали пускать – там началась инкассация. Убедив охранника, что нам очень надо, а то поезд уедет, мы вошли в зал, где главный кассир, отложив пересчёт денег, распечатал нам билеты. Скорее всего можно было и не спешить, а просто распечатать билеты в терминале на вокзале.
Получив билеты мы поехали обратно к автомобильным платформам. Это было первой ошибкой, надо было сначала выгрузить в камеру хранения вещи, которые мы хотели взять с собой в поезд, высадить пассажиров и только потом отвозить машины на погрузку. Мы же сдавать машины отправились всей группой, поэтому обратно к вокзалу тащили все сумки на себе. Хорошо хоть заботливый персонал зоны погрузки выдал нам тележку для перевозки багажа.
Дальше перед нами встал вопрос: где провести в Хельсинки время с 22 вечера до полуночи. Друзья из второй машины ехали с маленьким ребенком, так что вариант с посещением пивной не подходил. Оказывается, провести время в столь поздний час негде. Кафе в переходе метро закрываются в 22:00, ресторан на вокзале в 22:30. До 22.30 мы успели поужинать засохшими бутербродами в ресторане вокзала, а остальное время пришлось сидеть на скамейках в центральном зале.
Если вы думаете, что это у нас на вокзалах криминогенная обстановка и присутствуют подозрительные личности, рекомендую посетить поздним вечером вокзал Хельсинки. У местных гопников проблема с досугом точно такая же: на улице холодно, поэтому надо где-то проводить время. А открытых в это время заведений в Финляндии практически нет. Вот и получается, что весь цвет общества собирается в это время на вокзале. В этой толпе было много арабов, немного негров (или афрофиннов?), но цвет общества составляли цыгане.
Финские цыгане – это узаконенные бездельники. Им финское правительство платит деньги за то, что они ходят в своих национальных костюмах. Их женщины – крупные и статные (одна барышня была выше и шире меня), носят свои платья с бесчисленными высокими юбками. А вот цыганские мужчины – сплошь какие-то недоросли, зато их национальная одежда – сплошь лакированные ботинки, отглаженные брюки, кожаные куртки и шляпы. Но кроме этого – гопота-гопотой и очень шумная. Три полицейских оценив ситуацию заняли пост между нами и этим цветом финской культуры и полтора часа охраняли нашу культуру от посягательств культуры цыганской.
Примерно за 20 минут до отправления поезда подали автомобильные вагоны, и мы вышли на платформу из здания вокзала, но пассажирских вагонов не было. Тут и вспомнилась фраза кондуктора, послужившая эпиграфом к этому рассказу. На соседних платформах постоянно прибывали и отходили поезда, лишь на нашей платформе все было тихо. Пассажирские вагоны прибыли лишь за 5 минут до отправления поезда. Не успели мы в них зайти, как поезд уже отправился. Наш поезд состоял из одноэтажных вагонов старого образца с туалетами свободного падения, которыми было нельзя пользоваться на станциях.
Купе, правда, заметно отличалось от наших железных дорог. Пассажирские полки находились лишь с одной стороны,
А с другой стороны в углу у стены стоял небольшой столик.
Под крышкой которого находился умывальник.
В каждом шкафчике есть розетка на 220В (российский разъем) и 110В (американский разъем), а рядом висят полотенца по количеству полок в купе.
Внутри шкафчика находится консервированная питьевая вода (воду из-под крана для ополаскивания полости рта использовать не рекомендуется)
Само по себе купе тоже заслуживает описания. Конфигурация каждого купе предполагает две или три спальных полки в каждом купе. В случае, если в купе едут двое, средняя полка поднимается (под ней виден шарнир, который переводит полку в верхнее или нижнее положение), а верхняя полка убирается к стенке.
При такой конфигурации на нижней полке хотя бы можно сидеть.
Куда интереснее получается, если в купе едут три человека. В этом случае средняя полка переводится в нижнее положение, откидывается верхняя полка, которая вместе с двумя багажными отсеками образует еще одно спальное место.
Ширина пассажирских вагонов на железных дорогах в Финляндии меньше чем у их товарищей в России. И если у нас в купе полки нормальной длины, то в этом поезде длина нижней и средней полок не превышала 180 см. Мне на такой полке было очень тесно. Зато к верхней полке добавляется еще кусок места над проходом. Там просто не стесняясь стелят коврик (без простыни)
А в ногах на другую багажную полку кладут подушку и тоже без простыни.
В результате получается спальное место нормальной длины, но забраться в которое – задача не для каждого. Для доступа к верхним полкам и багажным отсекам в каждом купе есть вот такая лестница. Из-за крайне малых размеров купе я не нашел способа поставить ее как-нибудь удобно. А для того, чтобы забраться на третью полку надо сначала перелезть в багажный карман, затем заползти на полку, где затем надо развернуться, чтобы лечь головой к двери (в отличие от РЖД здесь почему-то спят ногами к окну). Более того, соседи по купе эту лестницу в любом случае уберут, поскольку она блокирует выход из купе. Поэтому занимать спальное место на самом верху нужно лишь тогда, когда есть чёткое желание лечь спать.
Процесс выгрузки в Рованиеми был намного проще и приятнее. Здание вокзала с теплым и чистым залом ожидания без каких-либо цыган было рядом с поездом, поэтому пассажиры с вещами были отправлены туда, а водители пошли на задний двор получать автомобили.
Пришлось подождать минут пять, пока отцепленные платформы приехали к зоне разгрузки. Машины завелись без проблем (в отличие от -16 в Хельсинки, в Рованиеми было -2), мы подъехали к зданию вокзала, погрузились и поехали в деревню Санта-Клауса на встречу с её хозяином…