Ляскеля

Ляскеля – еще один крупный поселок в Карелии, население которого уменьшается, а будущее весьма туманно. Более ста лет, в 1899 году, назад здесь была запущена ГЭС мощностью 0,75 МВт, давшая начало местной индустрии. В 1903 году, на берегу реки Янисйоки акционерным обществом “Вяртсиля” в Ляскеля был запущен цех по переработке дерева, а в 1905 году – бумажный завод.

В 1912 году была построена узкоколейная железная дорога, связавшая территорию фабрики с пристанью Йоэнсуу (на русскоязычных топографических картах это место подписано как Хийденсельга)

После 1917 года, когда Великое княжество Финляндское стало независимой страной Финляндией, Ляскеля в составе северного приладожья отошло к Финляндии. В начале 1930х годов сюда пришла железная дорога широкой колеи, проложенная до Питкяранты.

По завершении Зимней войны согласно условиям Московского мирного договора от 13 марта 1940 года Ладожское озеро становится внутренним водоемом СССР, а поселок оказывается на территории СССР. 25 июня 1941 года 487 советских самолетов нанесли массированный удар по территории Финляндии. Финляндия вновь оказалась в состоянии войны с СССР. Сразу же после достижения финскими частями побережья Ладожского озера Ляскеля вернули под контроль Финляндии. Во время войны здесь был командный пункт армии Финляндии.
После окончания войны в 1940 году, согласно Московскому договору посёлок перешел к СССР и вошёл в состав Питкярантского района новообразованной Карело-Финской ССР.

В 1946 году производство на фабрике было восстановлено. В те годы завод выпускал до семи различных видов бумаги: упаковочную, билетную, фруктовую, обои. Именно тогда, в 1946 году, и была произведена последняя в истории завода Ляскеля реконструкция. В 1970-х годах узкоколейная железная дорога до побережья Ладожского озера была заменена железнодорожной линией широкой колеи. Сейчас эта железная дорога не используется, а бумажное производство переходит от собственника к собственнику и будущее этого поселкообразующего предприятия до сих пор не ясно.

В 1947 была восстановлена и ГЭС, которая встроена в бумажную фабрику. К началу третьего тысячелетия она выработала свой ресурс и в 2007 году началась ее реконструкция. Такой мы ее и увидели по пути в Рускеалу.

Новый мост построен прямо поверх опор старого моста. Там же и находятся первые пороги.

Плотина находится с другой стороны от моста.

От моста вниз идет каскад порогов. Общий перепад высот получается около 10 метров.

Уидивительно, но по этим порогам смельчаки умудряются сплавляться.

После реконструкции в здании ГЭС установлено шесть пропеллерных гидроагрегатов мощностью по 0,8 МВт, работающих при максимальном напоре 13,6 м. Среднемноголетний расход воды — 39,1 м³/сек. Электроэнергия выдается в сеть при напряжении 0,4 кВ. Мощность ГЭС — 4,8 МВт, среднегодовая выработка — 25,85 млн.кВт.ч. После окончания реконструкции, станция стала полностью автоматизированной, её работа осуществляется без постоянного персонала, что конечно хорошо с точки зрения надежности, но вряд ли это положительно сказывается на ситуации с наличием рабочих мест в поселке. Пуск станции состоялся 5 сентября 2011 года.

Заметки этого путешествия:

  1. Карта
  2. Воттоваара
  3. Юканкоски
  4. Ляскеля
  5. Рускеальские водопады
  6. Мраморный карьер
  7. Корела
Запись опубликована в рубрике travel с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку. Поделиться:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>