Воттоваара

Воттоваара – это место, о котором я много слышал еще до того, как у меня появилась машина и появилась возможность посмотреть интересные места вдали от привычных мест обитания. Проведя не одно лето в карельской деревне невольно узнаешь все тайны загадочных мест Карелии, выслушаешь “под страшным секретом” легенды и рассказы, как “знакомый знакомого знакомого” там был и что с ним там происходило. Поэтому в моем восприятии Воттовара и “Смерть-гора” долгое время были синонимами.


На самом деле, “Смерть-гора” и “Воттоваара” – это все-таки разные горы, хотя и находящиеся рядом друг с другом. “Смерть-гора” получила свое название после кровавых боев 1-й партизанской бригады 30-31 июля 1942 г.

Гора Воттоваара — это наивысшая точка Западно-Карельской возвышенности, ее высота составляет 417,1 м. Эту гору суеверные люди считают местом средоточия злых сил и мостом в иной мир: здесь растут уродливые деревья, почти отсутствует фауна, озера мертвы. Возможно по этой причине Воттоваару и путают со “Смерть-горой”, но мне кажется, что в названии есть и другой смысл. В финском языке vuoto – это утечка, слив, выкачивание. И на мой взгляд, это куда более точно описывает суть Горы. Ведь совсем не обязательно на Горе тебя ждет смерть. Но можно быть абсолютно уверенным в том, что Гора действительно выжимает всё то, что на нее попадает, включая и туристов.

Это было первое мое дальнее путешествие в котором я не то, что не был основным водителем, но и вообще ни разу не садился за руль. В это путешествие мы отправились со Стасом, с которым два с половиной года назад мы пересекли североамериканский континент на машине от Атлантического океана до Тихого. Его машина (дизельный Grand Cherokee) куда больше подходит для путешествий по Карелии нежели моя.

Чтобы избежать пробок с дачниками на мурманке, а так же чтобы успеть первыми занять место у водопоя (судя по форумам, мы были не единственные, кто собирались на Воттоваару в эти дни), мы присоединили длинным выходным 11-13 июня еще и пятницу, 10 июня. Выехав в четверг вечером, мы доехали до Петрозаводска, где переночевали и отправились дальше на север.

Схему проезда до Воттоваары я взял на сайте моего друга, где есть много информации об интересных малодоступных местах Карелии. Поскольку я весной ездил по дороге через Марциальные воды, и там мне дорога совершенно не понравилась, до Гирваса мы поехали по М-18 через Кондопогу и Кивач, а в Гирвасе мы свернули на старый мурманский тракт, пролегающий по западному берегу Пальеозера. Хотя с новой Мурманкой эта дорога и не сравнится, но даже сейчас ее качество вполне приличное. Хотя, конечно же, шириной и наличием мест для обгона она похвастаться не может. В Юстозере мы попрощались с асфальтом и выехали на дорогу А-132.

Качеством эта дорога не обладала – обычная лесовозная дорога с небольшими относительно нормальными участками. Однако, догнав пустой лесовоз, не без основания считавший себя самой быстрой машиной на этой дороге, мы примерно полчаса были вынуждены ехать за ним пока он нас заметил в клубах пыли и пропустил.

В Поросозере мы первым делом поехали искать заправку и тут нас ждало разочарование: АЗС в Поросозере отсутствует, заправляться можно только у частников. Но это было не страшно, у нас с собой было 40 литров солярки в канистрах, так что на дорогу до Воттоваары и назад нам точно хватит, а дальше можно будет решать по обстоятельствам.

Был и положительный момент: чуть отъехав от центра в сторону поворота на Гимолы, мы нашли прекрасное кафе “ВИКТОРиЯ” с видом на озеро. Здесь нас очень вкусно покормили по двузначным ценам.

Проехав мимо памятника павшим в Великой отечественной войне воинам 126 полка 71-й стрелковой дивизии, удерживавшей оборону Поросозера до октября 1941 г (дольше, чем удерживали столицу Карелии – Петрозаводск), мы свернули на Гимолы, до которых оставалось около 30 км.

В Гимолах всех автопутешественников ждет первое приключение. Дело в том, что основная дорога перегорожена шлагбаумом карьера через который она проходит и ее объезжать надо через деревню. В деревне, естественно, никаких указателей нет, поэтому пришлось воспользоваться подсказкой местных жителей. Как на пути туда, так и на пути обратно нам пришлось объезжать по еле заметным переулкам. После Гимол в сторону Суккозера – практически автобан: прекрасный грунтовый грейдер с километровыми столбиками, отсчитывающими более 140 километров (видимо до Муезерского). Южный отворот на Воттоваару начинается в точке с координатами 62.965109, 32.582847.

По началу дорога немного пугала. В прошлом эта была гать, которая в какой-то момент была засыпана поверх бревен песком, после чего эти самые бревна начали всплывать. Для Джипа этот участок представлял сложность только лишь чтобы не испортить лакокрасочное покрытие, а вот легковой машине тут будет сложно (хотя проехать все равно можно).

На развилке около обелиска мы сразу свернули к Горе, оставив обелиск на обратный путь (как оказалось – зря). Миновав брод (опять же – проезжаемый на легковой машине при должном умении и высоком генераторе) мы продолжили движение по дороге, восходящей на гору. Единственный действительно проблемный участок был примерно за 1 км. до места стоянки – весьма крутой подъем прямо по скале. В случае мокрой погоды на переднем приводе забираться здесь будет трудно.

Доехав до конца дороги, мы обнаружили, что ближайшая к дороге стоянка уже занята, а вот вторая, прямо у озерца, еще свободна. Машину мы оставили у дороги (хотя была шальная мысль попытаться доехать прямо до озера, но этот поступок имел все шансы существенно осложнить наше путешествие), а пока мы со Стасом разбивали лагерь, девушки на примусе Primus уже приготовили нам вкусный ужин, костер даже не понадобился.

Обычно после такого описания в рассказах о путешествиях следует начало следующего дня… Но не в этот раз! Ведь мы же находимся очень близко к полярному кругу и в 7 часов вечера Солнце чуть ниже чем в полночь.

Поужинав, мы отправились, как мы в тот момент думали, на разведку. На вершину горы от стоянки вела вполне натоптанная тропинка. Поднявшись на первом подъеме мы вышли еще к одному озеру.

Поднявшись еще выше мы встретили первое дерево из тех, которыми так знаменита Воттоваара: мертвое и весьма причудливой формы.

Вот и первый сейд

Еще немного, и мы на плато

Действительно, окружающее впечатляет. Куда ни посмотри – мервые деревья совершенно неестественных форм.

Невольно понимаешь, почему это место было культовым.

Конечно, всему есть объяснение. Воттоваара – единственное возвышение на многие километры вокруг. Не исключено, что именно ее вершина постоянно притягивает молнии, которые бьют по деревьям, заставляя их принимать такую форму и убивая их.
Но может быть это действительно сама Гора вытягивает соки из всего живого.

Но даже принимая эту точку зрения ощущаешь, что место действительно очень необычное. Меня весь этот вечер не покидало ощущение, что за мной кто-то следит.

Возможно, это была Баба-яга, а может быть еще кто-то, кого я не успел заметить. Однако, мы заметили, что медведь, следы жизнедеятельности которого внизу встречались каждые 5 метров, на вершину тоже не ходит.

Наконец, мы добрались до вершины – отметки 417 метров. Когда-то здесь возвышался триангуляционный пункт, но теперь от него не осталось и следа.

На самой вершине находится вот такой большой камень, перевернутый острым концом вниз.

Чем дальше от нашей стоянки, тем дорога более интересная. С южной стороны от вершины практически пропал грунт и остались лишь голые камни, через трещины которых ростут деревья.

Вот еще один сейд: большой камень, который опирается на три маленьких.

Есть сейды и поменьше

Проходим через амфитеатр, на дальней стене видим возвышающуюся голову Укко.

Сзади голова опирается на маленькую пирамидку

А спереди смотрит на тех, кто к ней пожаловал

Это место называется амфитеатр. К сожалению, болото было очень мокрое.

А вот сцена амфитеатра.

Это место не без черного юмора названо “Купальня”. От максимального уровня воды (судя по следам на стене) до края купальни – около полутора метров. Зазоры между камнями не превышают 10 сантиметров. Поэтому выбраться купающемуся из этой купальни без посторонней помощи невозможно.

Осмотрев южные сейды, около 23 часов мы вернулись в лагерь, где еще несколько часов любовались белыми ночами. Правда, очень доставала мошка, никакие репелленты не спасали от нее.

На следующий день нам оставалось добраться до лестницы, возникшей в скале. По привычной уже дороге мы поднялись наверх полюбоваться видом на Финляндию (до границы по прямой здесь наверно километров 20).

Нам было необходимо попасть на ту сторону болота, к скале, где предполагалось найти сейд “лестница”.
Основной вопрос состоял в том, как обойти это болото. Попробовав обойти с восточной стороны (на фотографии – справа), мы наткнулись еще на пару болот. Поэтому оставалось идти слева по краю болота. Пока мы спускались вниз, встретили еще одну группу туристов, которые решили попробовать пройти напрямую через болото.

Наш путь изобиловал всяческими водоемами и неожиданными топями, когда ты поднимаешься на метр выше и вдруг ноги по щиколотку уходят в болото. Когда мы уже дошли до места назначения и встретились со второй группой, оказалось, что правильным решением было идти напрямую через большое болото, которые оказалось сухим.

И вот она – лестница. Когда-то здесь местные шаманы устраивали свои мероприятия.

Но на самом деле это тоже объект естественного происхождения. Такие лестницы я уже несколько раз встречал, правда, обычно они были у речек, а не так высоко.

Вдоволь нагулявшись мы вернулись в лагерь. О том, чтобы ехать на озеро Пизанец речь уже не шла. Поэтому мы провели остаток дня, купаясь в нашем озерце и корректируя дальнешие планы. Вечером вдруг начало холодать. Если днем было около 25 градусов и озерцо приятно освежало прохладой, то теперь его вода стала казаться теплее чем воздух. На ночь в палатках пришлось прикрывать вентиляцию.

Утро следующего дня было весьма неприятным: температура опустилась на 20 градусов, ночью начался дождь, все намокло и нам предстояло паковать лагерь под проливным дождем. К счастью, дорога еще не успела раскиснуть, так что мы благополучно выехали на шоссе, перекусили в уже знакомой кафешке в Поросозере и поехали в Суоярви, где нас ожидала натопленная баня и свежекопченая рыба.

P.S.
Этот рассказ и фотографии участвовали на конкурсе Лендровера и заняли второе место :)

Заметки этого путешествия:

  1. Карта
  2. Воттоваара
  3. Юканкоски
  4. Ляскеля
  5. Рускеала
  6. Корела
Запись опубликована в рубрике travel с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку. Поделиться:

3 комментария: Воттоваара

  1. Иван говорит:

    Александр, здравствуйте, с вами организаторы еще не связывались? Как планируете кататься на Дискавери? Я третье место занял в конкурсе с Оленьими ручьями, езжу на легковой, даже не подозреваю об уровне внедорожных качеств Дискавери, поэтому не знаю, куда с ним можно залезть ))

    • alex говорит:

      Иван, поздравляю с победой.
      Я на Дискавери скорее всего поеду в Кенозерский национальный парк. Внедорожник для путешествий по удаленным уголкам очень полезен, можно забраться подальше и посмотреть побольше. Главное – без фанатизма. По тегу США можно посмотреть фотографии как я ездил на Ford Explorer по американским пустыням.

      По поводу организаторов ответил в почту.

  2. Уведомление: andrianov.ru | Куда поехать на Лендровере?

Leave a Reply to Иван Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>