100 лет ВВС России

Раз уж я начал разговор о юбилеях, надо рассказать и о главном для меня юбилее этого лета. 10 августа я был в Жуковском на авиашоу, посвященному 100-летию ВВС России.


Как и множество мальчишек моего поколения в детстве я зачитывался книжками Анатолия Маркуши, представлял себя лётчиком. Иногда это был лётчик-истребитель, иногда лётчик полярной авиации, но вряд ли какая-то другая идея сидела в моей детской голове настолько глубоко, как желание стать лётчиком. Но суровая действительность 90-х внесла свои коррективы в мои планы.

В один прекрасный день этим летом я, просматривая свежие заметки в других блогах, нахожу у [info]pompeya скромную заметку о том, что можно получить совершенно бесплатно билеты на авиашоу в Жуковском.
Времени на раздумья я тратить не стал. Такое мероприятие пропустить было нельзя ни при каких условиях. Ответить на пять несложных вопросов труда не составило, и я стал обладателем кода, по которому можно будет потом получить билеты на праздник.
Ближе к делу всё слегка осложнилась тем, что билеты на авиашоу выдавали только в Москве и всего лишь по двум адресам, что означало необходимость потратить дополнительный день в Москве для получения билетов. Делать нечего – садимся в машину и едем в Москву.
Перед получением билетов я взглянул на статистику. На тот момент на воскресенье, 12 августа, было выдано уже 27000 билетов, а на пятницу, когда должна была состояться генеральная репетиция, всего лишь 4000. Выбор был очевиден и заехав в гостиницу Лотте Отель на Новинском бульваре практически без очереди я получил свои билеты на пятницу, 10 августа.
На следующий день рано утром мы выехали в сторону аэропорта Быково, где была организована перехватывающая стоянка для гостей мероприятия, приезжающих на автомобиле. После того хаоса, который обычно творится на петербургских мероприятиях, организация процесса меня очень порадовала. Указатели проезда к месту проведения были на каждом перекрестке. ГИБДД на перекрестках отделило конусами полосы для гостей праздника, изменив схемы движения. На территории аэропорта Быково все автомобили досматривали (при этом очереди не было) и отправляли на организованную парковку. Для парковки автомобилей в аэропорту отвели столько территории, что автомобили не занимали и десятой доли парковочных мест. Ну и, конечно же, последний штрих: доставка на территорию ЛИИ имени Громова. Рядом с перехватывающей парковкой на взлетно-посадочной полосе аэропорта Быково стояло какое-то немыслимое количество автобусов. По мере заполнения автобусы отправлялись и везли гостей еще около 10 километров через г. Жуковский. Конечно, жителям этого города не позавидуешь, поскольку всё дорожное движение было организовано для как можно более быстрого пути гостей к месту празднования. Но с точки зрения посетителя, приехавшего из другого города специально на этот праздник, организация была на уровне.
Я на подобном мероприятии был первый раз, а опытные люди брали с собой коврики и стульчики, а так же корзины для пикника с едой. По незнанию нам пришлось сидеть на земле на газетках, но в следующий раз я тоже возьму с собой походные стульчики.

Открывали праздник парашютисты с огромными (сравните размеры флага и парашютиста) флагами Российской Федерации, Вооруженных сил РФ и флагом Военно-воздушных сил.

Следом прошли 6 «Су-25бм», раскрасивших небо в цвета российского флага

Группа 100: пять «Су-27смЗ», восемь «МиГ-29смт», восемь «Су-25см»

Пока мы шли к взлетной полосе в небе «воевали» две легенды первой мировой войны: триплан Фоккер и биплан Туммелиса.
Дойдя до зрительской зоны, мы нашли хорошее место рядом, откуда наблюдали как американский палубный торпедоносец-бомбардировщик «Эвенджер» (Grumman TBF/TBM Avenger) еще со сложенными крыльями готовится ко взлету.

В это время в небе продолжал показ самолетов, с которых начались наши вооруженные силы. Свое мастерство демонстрировал пилот небесного тихохода ПО-2.

Затем элегантно расправив крылья Эвенжер поднялся в небе.

«B-25 Митчел» (B-25 Mitchell) – американский двухмоторный бомбардировщик, поставлявшийся в СССР по лендлизу. Ослепительной красоты самолет.

Морской патрульный бомбардировщик «Каталина ОА-10» (Catalina ОА-10) – еще один американский гость, не совсем привычный на наших аэродромах.

А это практически та самая «фанера над Парижем»: «Блерио» («Bleriot XI»). В то время, как Блерио парил в небе, по земле к старту выруливал Су-35. Скорость Су-35 на полосе была заметно больше, чем скорость Блерио в небе.

И вот в небо поднялся Су-35, пилотируемый Героем Российской Федерации Сергеем Леонидовичем Богданом. Фигуры, выполняемые на этом самолете и звук двигателей заставляли замирать в изумлении. Этим самолетом, пожалуй, не зря открыли вторую часть праздника. Может быть когда-нибудь он и уйдет в прошлое, но в наши дни лучшего самолета не существует.

Пилотажная группа «Русь» на Л-39.

Я уже второй раз вижу их выступление и во второй раз удивляюсь, как можно выполнять все эти “взрослые” фигуры.

На этих учебных самолетах летчики демонстрировали фигуры высшего пилотажа, включая петлю Нестерова, казалось бы недоступную для этой техники.

Дальше пришло время вертолетов.
Вот Ми-2 показывает запределы углы тангажа.

группа из 6 «Беркутов» Ми-28Н демонстрирует синхронность выполнения маневров. А ведь многие маневры на вертолете намного сложнее, чем те же маневры на самолета.

Не успели «Беркуты» освободить небо, как из-за горизонта показались три группы самолетов дальней авиации.
Проход трёх дальних сверхзвуковых бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22мЗ. Именно в бомболюк этого самолета в фильме «Особенности национальной охоты» загружали корову. В новейшей истории России самолеты этого типа применялись во время вооруженного конфликта с Грузией. Тогда один из самолетов был сбит ПВО Грузии.


Следом шли три турбовинтовых бомбардировщика Ту-95мс. Самый быстрый винтовой самолёт и единственный в мире принятый на вооружение и серийно производившийся турбовинтовой бомбардировщик. С 1956 года все ещё находятся на вооружении, не смотря на отсутствие на самолете системы катапультирования экипажа. Но нельзя отрицать – очень красивый и романтичный самолет.

За ними шли три сверхзвуковых стратегических бомбардировщика-ракетоносеца Ту-160 – «Белых лебедя». Ту-160 является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу.

В следующей группе шли транспортные и многоцелевые самолеты. Вот три «Кукурузника» Ан-2 – самолета, выпуск которого продолжается уже более 60 лет.

Военно-траспортный самолет Ан-26

К сожалению, уже не советский и не российский Ан-140. Разработан КБ Антонов уже после распада СССР. Однако, помимо Украины самолеты производятся в России и Иране.

Знакомый многим парашютистам Ан-12

Следом идет Ан-22 «Антей» – первый советский широкофюзеляжный самолёт.


Легендарный «Руслан» Ан-124. К сожалению, как и Ан-225 «Мрия» в условиях рыночной экономики самолет оказался не рентабельным и поэтому больше не производится. Очень печально осознавать, что труды талантливых советских конструкторов перечеркиваются достижениями эффективных менеджеров.


Чтобы немного разбавить череду транспортных самолетов в небо поднялся «Рафаль», пилотируемый французским пилотом.

Вот что точно можно сказать – грохочет он намного сильнее нашего Су-35.

Еще один гость – чехословацкая Чебурашка Л-410.

И снова наша техника, три тяжелых военно-транспортных самолёта Ил-76.

Воздушный командный пункт Ил-80, разработанный на базе пассажирского самолета Ил-86


И еще одна модификация Ил-76, наш «Авакс»— самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50.

Чтобы там не говорили, но никакой флаг не сравнится по красоте с красной звездой на самолете.


Еще одни гости – группа «Красные стрелы» из Великобритании на самолетах Т-1 «Хок»

Тут стало заметно существенное отличие между российскими пилотажными группами и пилотажными группами из других стран. Все российские группы осуществляли переформирование в новый порядок прямо на глазах у зрителей в воздушном пространстве аэродрома. Практически все (к сожалению, в пятницу выступали не все группы, заявленные в программе, особенно жалко, что не удалось посмотреть финнов) группы из других стран для смены порядка улетали практически за горизонт и через несколько минут возвращались назад. Это существенно меняло впечатление от пилотажа.

Зато на дымы британцы не скупились.

И встречный пролет у них был самый интересный. Если во всех остальных показах с земли было видно, что между самолетами на самом деле значительное расстояние, то в одном из показов британцы заставили буквально замереть всех зрителей. Не знаю сколько на самом деле было расстояние между самолетами, но выглядело это так как будто самолеты действительно чудом разошлись полубочкой друг с другом.

Обычно встречный пролет выглядит примерно так.

И снова дымы. Придя домой я обнаружил на своей белой футболке изрядное количество краски из этих дымов.


«Чёрную акулу» Ка-50 нам не показали, зато показали его дальнейшее развитие – «Алигатора» Ка-52.

Неожиданно на взлетно-посадочной полосе появился самолет М-55 «Геофизика». Признаться, я никогда не слышал о существовании этого самолета.

Очень необычный самолет, изначально предназначался для перехвата высотных аэростатов, залетавших вглубь нашей страны, но сейчас используется для вполне гражданских нужд. Его практический потолок в 21.5 км позволяет создание версии самолёта для запусков воздушным стартом суборбитального космоплана для космического туризма.

Снова вертолеты: Ми-26 и четыре Ми-8.

Гости из Польши «Бело-красные искры» на Тс-11

Проход четырех Су-34, четыре Су-27, и двух МиГ-29


Помните эпизод из фильма Топ-Ган, где герой Тома Круза фотографирует пилота воображаемого самолета Миг-28? Вот вам этот же маневр в исполнении двух МиГ-29. Не уверен, правда, что у ведущего пилота был с собой Polaroid.

Ромб из четырех Су-34

А вот и тот самолет, полета которого я ожидал весь этот день. Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50 под управлением Сергея Богдана. Наше будущее, которое, я надеюсь, рано или поздно наступит. Конечно, можно говорить о том, что это разработка еще 1980-х годов, что современные технологии композиционных материалов в нашей стране не дают возможность сделать планер, выдерживающий более 7g, но мне очень хочется верить, что я смогу увидеть пилотажные группы на этих самолетах. Хотя надо быть честным – самолет нам всего лишь показали, никаких пилотажных фигур он не выполнял.

Будущее и настоящее наших ВВС: Т-50 и МиГ-29М2

Ну и как же без них: пять Су-27 и четыре МиГ-29 – это «Русские Витязи» и «Стрижи»

Завершали праздник снова шесть «Су-25бм», раскрашивающие небо в цвета российского флага и группа 100: пять «Су-27смЗ», восемь «МиГ-29смт», восемь «Су-25см».

Я не являюсь опытным зрителем подобных мероприятий, поэтому могу смело заявлять – было очень здорово. Спасибо организаторам авиашоу за прекрасный день. Мало кто уходил равнодушным, ведь такие праздники очень нужны в нашей стране. Только в такие дни те, кто в душе своей еще те самые мальчишки, мечтающие о небе, могут хотя бы чуть-чуть стать ближе к своей мечте, а те мальчишки, кому еще только предстоит найти свой путь в жизни, могут своими глазами увидеть как красивы самолеты, как прекрасно небо и как романтичен и сложен труд лётчиков.

Запись опубликована в рубрике blog с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку. Поделиться:

3 комментария: 100 лет ВВС России

  1. Michael Selehov говорит:

    Вот на всех подобных мероприятиях у меня возникает один и тот же вопрос: сколько это стоило? Я понимаю, что нынешняя власть без непрерывного вливания дозы патриотизма не долго продержится, и ей это надо. Но остается вопрос, нафига это надо мне? Ведь на эти бабки можно было починить какую-нибудь улицу, построить над(под)земный пешеходный переход в опасном месте, озеленить какой-нибудь скверик или закупить современное оборудование в какую-нибудь больницу.
    Так что, все это конечно очень любопытно и красиво, но кроме как “пир во время чумы”, я это никак по-другому назвать не могу.

    • alex говорит:

      Ну раз уж на то пошло, это мероприятие в концепцию “Хлеба и зрелищ” укладывается прекрасно, я не спорю. Что касается денег – я не думаю, что это мероприятие обошлось дорого. Самую расходную статью – авиационное топливо можно не считать, самолеты сейчас летают постоянно и с точки зрения расхода денег нет никакой разницы – будут Су-шки и МиГи прожигать керосин в Кубинке или в Жуковском.
      Фонд оплаты труда я не рассматриваю – на самом деле большинство сотрудников там работало за зарплатуи сверху ничего не получало. Аренда и обслуживание трёх сотен автобусов – да, стоило денег. Но хватит ли этого на современное оборудование в какую-нибудь больницу? На что-то наверно хватит.
      Если не считать того, что проели на банкетах и украли (там и без праздника проедают и воруют), то это просто реорганизация финансовых потоков внутри одной структуры. Но если исходить из официальных данных о том, что только через интернет было распространено 100 тысяч пригласительных, то эффект от потраченных денег, на мой взгляд, куда больший чем от закупки оборудования в “какую-нибудь больницу” (где ремонта не было со времен Пирогова и пользоваться этим оборудованием никто не умеет).

      • Michael Selehov говорит:

        Как минимум была потрачено (и, очевидно, “освоена”) куча бабок на выступления иностранцев. Про банкеты и пр. ты сам сказал. Это что касается “потоков вне структуры”.

        “нет никакой разницы – будут Су-шки и МиГи прожигать керосин в Кубинке или в Жуковском.”

        Вот я считаю, что нефиг им ни там, ни сям керосин прожигать. Военный бюджет уже давно превышает все разумные нормы для страны с нищим населением и убитой инфраструктурой.

        Для меня это “зрелище” стоит в одном ряду с “Вялыми поросями”, ПЭФ, АТЭС и т.д. – бесполезное прожигание (и “освоение”) бабла. С тем, что как зрелище оно впечатляет не спорю ни капли.

Leave a Reply to Michael Selehov Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>